Главная / История профсоюзов
17.04.2015
К 70-летию Великой Победы. Илья Ковалев и тоннель Гитлера
Илья Ковалев в 17 лет ушел связистом на фронт в ноябре 1941-го. Повидал на войне многое: и провода по минным полям прокладывал, и в воронке из-под бомбы прятался, и нашел секретный тоннель, который соединял фашистский лагерь с Берлином.

«Я сам с Украины. Мне еще 17лет не было, когда война началась, – вспоминает июнь 1941-го Илья Абрамович. – Работал связистом на телеграфе. 23 июня принял телеграмму от Ворошилова о мобилизации населения».

Когда немецкие войска вторглись на территорию Украины, Илья вместе с другом поехал в Читу, где у Ковалева жила сестра. По дороге у молодого связиста пропали все документы и деньги. Сначала думал – потерял. Но соседи по вагону рассказали, что его обокрали в Сызрани. Пришлось возвращаться. Там в отделе милиции ему вернули паспорт и трудовую книжку – документы выкинули из бумажника, забрав только деньги. И там Илья вдруг решил, что поедет не в Читу, а в Ташкент. Там тепло, – подумал он. Оттуда и мобилизовался фронт в батальон связи.

С первых дней войны молодой связист попал на Юго-Западный фронт. В городе с вкусным названием Изюм бойцам пришлось отнюдь не сладко. Немцы прорвали оборону, и пришлось спешно отступать.

«И днем и ночью шли. Нас так сильно бомбили, так страшно было, – тихо говорит ветеран. – Помню, недалеко от меня бомбу скинули. Ребят, которые со мной шли, осколками от взрывной волны, как веером смяло. У кого руку оторвало, у кого пятку. Меня оглушило сильно. Лежу, думаю: «Жив ли?» Впереди меня воронка от разорвавшейся бомбы – дополз туда, а земля

подо мной – горячая!».

А потом их батальон перебросили под Сталинград. «Бывало, сидишь на столбе, провода монтируешь, а тут крик: «Воздух!» Бросаешь все и пулей вниз, в укрытие, – смахивая слезы, вспоминает Илья Абрамович. – А у нас задача номер один: держать связь. Нас бомбят, а мы провода налаживаем».

В 1945 году 3 мая батальон связи вступил на территорию поверженного Берлина. Кругом развалины. А на зданиях, которые более-менее уцелели, вывешены белые флаги, простыни, полотенца: «Сдаемся!»

Домой молодой связист приехал только через два года. Их батальон перебросили сначала на 45 км от Берлина в местечко Цосен, где находилась ставка верховного главнокомандующего сухопутных войск. Местные жители рассказали, что во время войны здесь был лагерь с военнопленными.

«Мы там спустились в очень глубокий тоннель, примерно как восемь этажей вниз. А потом еще полтора километра шли под землей, – вспоминает ветеран. – Местные говорили, что все это вырыто военнопленными. И тут вдруг уперлись в ворота, запертые на замок. За ними – подземная дорога до Берлина – 45 километров длиной. Мы вывели из-под земли кабель на поверхность и больше туда не спускались».

В 1947 году Илья Ковалев демобилизовался. Приехал к сестре, а потом в Казань, где его ждала близкая подруга – Сима. В тот же год молодые люди сыграли свадьбу. Илья окончил техникум связи, а потом устроился на «Тасму» мастером.

Сегодня радом с ветераном любимая жена, два сына, две внучки и правнук. На скромном пиджаке награды, самой главной из которых он называет медаль за оборону Сталинграда. На 9 мая Илья Абрамович обязательно его наденет и споет с женой за праздничным столом песню «Бьется в тесной печурке огонь...», которая до сих пор вызывает в нем самые сильные воспоминания о войне.

Ольга Король

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007