Главная / История профсоюзов
23.11.2009
Правозащитная работа в профсоюзах Татарстана. История

Из истории работы профсоюзов Казанской губернии, Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, Республики Татарстан по оказанию правовой помощи трудящимся, контролю за соблюдением законодательства о труде.

Оказание юридической помощи людям труда – приоритетное направление в работе профсоюзных органов начиная с нелегальных этапов их деятельности. На территории Татарстана юридическую помощь членам союзов оказывал первый межсоюзный орган – Казанское Центральное нелегальное бюро профсоюзов, действовавшее в Казанской губернии с конца 1906 года до августа 1907 года (прообраз Совета профсоюзов, Федерации профсоюзов РТ). Вопросы организации юридической помощи членам союзов обсуждались и на первых конференциях, съездах страны, Татарской республики.

В марте 1917 года при рабочей секции исполнительного Комитета Совета солдатских и рабочих депутатов была образована согласительная комиссия «для рассмотрения экономических требований рабочих и сношений с предпринимателями». На первом заседании комиссия рассмотрела 22 дела. Много внимания уделено было обращениям рабочих с требованиями о немедленном введения 8-часового рабочего дня; с жалобами на предпринимателей, препятствующих выполнению данного требования.

Комиссия рассмотрела несколько заявлений о проведении отдельных забастовок там, где предприниматели категорически не выполняли требования рабочих. Предложила рабочим каждого предприятия или профессии при участии представителя совета на общем собрании рабочих разработать подробный план введения 8-часового рабочего дня. Комиссия высказалась против проведения отдельных забастовок. Предложила спорные вопросы передавать на разрешение примирительной камеры.

В апреле 1918 года в Казани прошло объединенное совещание демократических рабочих организаций. На этом совещании была принята инструкция для товарищеских судов о применении устава о наказаниях за нарушение рабочей самодисциплины. Суть её: для разбора всевозможных проступков и нарушений рабочей дисциплины общие собрания рабочих и служащих избирают следственную комиссию для предварительного рассмотрения дел перед передачей их в товарищеский суд. Товарищеский суд избирался на общих собраниях из представителей рабочих и служащих; до организации товарищеских судов наказания налагались фабричными комитетами.

Товарищеский суд действовал в 1921 году и при Татпрофсовете. В последующем конфликты между профорганизациями и хозорганами разбирались в расценочно-примирительных комиссиях, примирительных камерах, спорные вопросы - непосредственно в Третейском суде. В волостных исполкомах по разрешению конфликтов в крестьянском хозяйстве действовали примирительные комиссии. Органы примирительно-третейского разбирательства были чрезвычайно загружены разбирательством мелких индивидуальных конфликтов искового характера (в связи с передачей спорных дел профсоюзами без изучения сути спорной проблемы).

Задачу использования профсоюзными органами всех средств по мирному разрешению конфликтов поставил в 1926 году VI съезд профсоюзов республики. Съезд подчеркнул необходимость изучения и углубления опыта работы примирительных комиссий, широкое инструктирование профкадров и актива как представителей защиты интересов трудящихся в данных комиссиях. Съезд также поручил Татпрофсовету и Народному Комиссариату труда практиковать заключение договоров с хозорганами по улучшению условий работы на предприятиях. Съезд обязал привлекать к судебной ответственности союзными профсоюзными органами и Народным комиссариатом труда виновных в применении сверхурочных работ без разрешения Народного Комиссариата труда. В резолюцию съезда по докладу Народного Комиссариата труда был введен специальный раздел: юридическая помощь. Из резолюции: «необходимо усилить аппарат юридической помощи …, перенести центр тяжести по оказанию юридической помощи в кантоны, связь по оказанию юридической помощи завязать через печать, усилить популяризацию юридической помощи среди членов профсоюзов».

В постановлении VII съезда профсоюзов республики (1927 год) ставится задача усиления защитной работы профсоюзов. В центре внимания всех профорганизаций должна стоять борьба за соблюдение правовых норм в отношении деревенского работника. В материалах VII съезда профсоюзов республики дается справка-информация о том, что в феврале 1927 года в юридической консультации совета профсоюзов работает 2 юриста – Хусаинов и Квардаков. Приведены их отчеты: оказана юридическая помощь 189 обратившимся в совет профсоюзов за консультациями.

В докладе Наркомтруда на VIII съезде профсоюзов в 1929 году отмечается, что, руководствуясь решениями предыдущих съездов профсоюзов о необходимости ограничения и уточнения законодательства о труде для отдельных групп рабочих , Наркомтрудом были изданы различные законодательные акты в отношении труда батраков. пастухов, сезонных рабочих, лесорубов, строителей и т.д. Законодательство о труде молодежи развивалось с учетом двух вопросов: разрешения использования труда несовершеннолетних в производстве и смягчении таким образом безработицы среди молодежи; регулирования вопроса об ученичестве молодежи и выработки у нее производственных навыков, повышения производственной квалификации.

IХ съезд профсоюзов республики в 1932 году подчеркнул необходимость улучшения контроля профсоюзов за выполнением трудового законодательства. Отметил слабость работы правовой инспекции труда Народного Комиссариата труда по вопросам постановки охраны труда женщин и подростков. В 1947 году профсоюзы республики организовали проверку выполнения хозорганами трудового законодательства на предприятиях и учреждениях Казани. Проверка показала, что после окончания Великой отечественной войны в преобладающем большинстве предприятий и учреждений Казани не нарушают установленное рабочее время и работают 8 часов. В 1951 году Секретариат ВЦСПС утвердил положение о юридической консультации совета профсоюзов.


Проблемы соблюдения законодательства о труде, повышении в этом роли профсоюзных выборных органов стали освещаться в отчетных докладах совета профсоюзов, начиная с VII межсоюзной конференции профсоюзов ТАССР в 1962 году. Перед Татоблсовпрофом, обкомами, ФЗМК профсоюзов, Советом народного хозяйства, его управлениями межсоюзная конференция профсоюзов ставит задачу: необходимо резко поднять ответственность руководителей предприятий за строгое соблюдение законодательства о труде, создание всех необходимых условий для высокопроизводительной и безопасной на производстве. Дело в том, что в это время органы суда только в редких случаях за незаконное увольнение возлагали материальную ответственность на руководителей предприятий. Обычно оплата за вынужденный прогул производилась за счет государства. Органы прокуратуры в 1962 году не привлекли к ответственности ни одного нарушителя трудового законодательства.

В числе важнейших задач в работе профсоюзов — решительно покончить со всякими нарушениями трудового законодательства. В 1963-1965 годах вопросы о состоянии и мерах по соблюдению трудового законодательства на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, в учреждениях и организациях республики рассмотрены на пленуме Татоблсовпрофа. Намечены меры усиления работы профсоюзных организаций по контролю за соблюдением трудового законодательства. Их реализация в совете профсоюзов рассматривается на пленумах, совещаниях, семинарах ( в т.ч. и с инженерно-техническими работниками), пленумах обкомов профсоюзов. Оказывается юридическая помощь свыше 37 тысячам членов профсоюзов. Более 87 тысяч рабочих и служащих становятся участниками лекций, бесед по трудовому законодательству.

За нарушение трудового законодательства (увольнение рабочих без согласия комитета профсоюза) президиум Татоблсовпрофа принял решения с выражением недоверия руководителям этих предприятий, организаций. Поставил вопросы перед руководящими органами о невозможности их работы в должности руководителя. Совет профсоюзов большое внимание уделяет работе товарищеских судов (их в республике — 3000). Многие товарищеские суды активно работали по борьбе с нарушителями трудовой и производственной дисциплины, разными правонарушениями.

В 1967-1970 годы вопросы соблюдения трудового законодательства в числе одних из приоритетных направлений деятельности совета, обкомов профсоюзов. Членам профсоюзов оказывалась юридическая помощь работниками юридической консультации совета профсоюзов, общественными юридическими консультациями на предприятиях. За эти годы была оказана юридическая помощь 49 тысячам рабочих и служащих Казани и 24 районов республики. Из них - 25 тысячам обратившихся работниками юридической консультации Татоблсовпрофа. На лекциях по вопросам трудового законодательства присутствовало около 75 тысяч человек. 18 тысяч профсоюзных активистов прошли обучение на профсоюзных курсах Татоблсовпрофа.

Большую помощь хозяйственным руководителям, профсоюзным организациям в вопросах соблюдения трудового законодательства , в борьбе за укрепление трудовой и производственной дисциплины оказывали товарищеские суды, членами которых было избрано свыше 18 тысяч активистов. Только в 1969 году товарищескими судами рассмотрено около 12 тысяч дел. Активно работали товарищеские суды на заводах - им. Горького, оптико-механическом, моторостроительном, «Сантехприбор», Алексеевском молочном комбинате, в совхозе «Елабужский» и др.

В 1971 году Верховный Совет СССР утвердил Основы законодательства о труде Союза ССР и союзных республик, Верховный Совет РСФСР — Кодекс Законов о труде РСФСР. В Основах законодательства СССР и союзных республик о труде, было установлено право профсоюзов, а также состоящих в их ведении технической и правовой инспекций труда, осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, правил по охране труда согласно Положениям об этих инспекциях, утверждаемых ВЦСПС. Для разъяснения этих документов Совет профсоюзов, обкомы профсоюзов, ФЗМК проводили на предприятиях по разъяснению этих документов лекции, информации, консультации (в 1972 году в республике - 68 общественных консультаций, в 1971 году -17).

В 1972 году ХV съезд профсоюзов СССР постановил создать в профсоюзах правовые инспекции труда. В 1973 году Секретариат ВЦСПС утвердил Примерное положение об общественной юридической консультации. Работниками юридической консультации Татоблсовпрофа, 83 общественными юридическими консультациями ФЗМК оказана правовая помощь более 120 тысячам трудящихся. Организовано обучение 26 тысяч профсоюзных активистов. По правовым вопросам читаются лекции, большую помощь в этой работе оказывают работники органов суда, прокуратуры республики.

Перед советом профсоюзов, комитетами профсоюзов, ФЗМК поставлена задача усилить государственный надзор, общественный контроль за состоянием техники безопасности, соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в организациях, колхозах, совхозах. Президиум совета профсоюзов признал неудовлетворительным состояние соблюдения трудового законодательства в совхозах трестов «Скотопром», «Птицепром».

Президиум ВЦСПС в 1976 году своим постановлением утвердил Положение о правовой инспекции труда (в 1978 году - Положение о внештатной правовой инспекции труда). Они были созданы качестве одного из основных специализированных органов профсоюзов по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде в советах профсоюзов, Центральных комитетах профсоюзов. 26 декабря 1977 года президиум Татарского областного совета профсоюзов утвердил Положение о совете инспекций, состав совета инспекций в количестве — 15 человек. Председателем была утверждена Синильникова В.Е., секретарь Татоблсовпрофа. Правовыми инспекторами труда по решению президиума Татоблсовпрофа работали Акберов Ф.Г., Чернышов С.А., Силин Б.А., Вафин М.Ф.

С самого начала работа правовой инспекции труда Татоблсовпрофа определялась принципами законности, доступности, открытости правовой информации, уважения договорных начал в трудовых отношениях, прав работников. Проверялись обращения работников, принимались меры по восстановлению нарушенных их трудовых прав. В народные суды подавались исковые требования по трудовым делам. Правовые инспекторы труда Татоблсовпрофа, после проверки обращений, писем, заявлений, поступивших в совет профсоюзов, восстанавливали нарушенные права работников, возвращали незаконно уволенных на прежнюю работу, предупреждали готовящиеся администрацией предприятий незаконные увольнения.

Деятельность правовых инспекторов профсоюзов во многом определяла значимость и авторитет профсоюзов, их защитную функцию. Состояние исполнения законодательства о труде обсуждалось на пленумах, президиумах Татоблсовпрофа, на совещаниях в Совпрофе, обкомах профсоюзов. Проводились проверки, оказывалась помощь на местах, давались консультации по трудовому законодательству на страницах республиканской печати, по радио. За эти годы на 26,3 процента снизилось число обратившихся в народные суды с требованием о восстановлении их нарушенных прав. Совет профсоюзов изучал состояние ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, в организациях. Обобщал работу комиссий по трудовым спорам, товарищеских судов, общественных юридических консультаций. Проводил обучение. 15,9 процента всех случаев нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка рассматриваются товарищескими судами. 10 лучших председателей товарищеских судов были награждены Почетными грамотами ВЦСПС. С 87 до 217 увеличилось число общественных юридических консультаций.

В 1977-1980 годах правовая инспекция труда проверила 387 предприятий, организаций. Дала более 240 предписаний по устранению недостатков. Ряд должностных лиц за грубые нарушения законодательства о труде были подвергнуты штрафу, привлечены к административной ответственности. Совместно с правовой инспекцией труда Татоблсовпрофа гражданам юридическую помощь оказывает юридическая консультация совета профсоюзов. Юридическая консультация организует выездные консультации на предприятиях городов республики. Обучение профактива по вопросам трудового законодательства. Правовую помощь оказывали 353 общественные юридические консультации, 143 общественных правовых инспекторов труда, работники суда, прокуратуры, Министерства юстиции ТАССР.

В 1980-1981 годах наряду с государственными органами на профсоюзы возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Расширена деятельность правовой инспекции труда. Обследовано около 600 предприятий, организаций, учреждений республики. По материалам проверки, проведенной совместно с Министерством юстиции ТАССР, на предприятиях Татарского транспортного управления, было принято постановление Совета Министров республики. За 1980-1981 годы правовыми инспекторами труда было выявлено 1400 нарушений трудового законодательства. Рассмотрено 400 писем с жалобами на неправильные действия администрации.

Много поступивших жалоб связаны с применением сверхурочных работ и незаконным увольнением. В 1980 году было восстановлено 142 работника. За 1980-1981годы юридической консультацией , правовой инспекцией труда Татоблсовпрофа и их активом была оказана правовая помощь около 100 тысячам рабочим, служащим, пенсионерам. В практику входит оказание помощи им на непосредственно на предприятиях, на рабочих местах. Правовая инспекция труда оказывает практическую помощь профсоюзным органам, комиссиям по трудовым спорам, товарищеским судам в решении вопросов по применению трудового законодательства. Совместно с юридической консультацией ведет пропаганду законодательства о труде.

В 1981-1985 годах с участием Татоблсовпрофа на заседании Президиума Верховного Совета ТАССР анализируется работа товарищеских судов по укреплению правопорядка и дисциплины труда (в республике - 4360 товарищеских судов). Правовая инспекция труда Татоблсовпрофа совместно с коллегами Министерства юстиции и прокуратуры ТАССР рассмотрела работу профсоюзных организаций и правоохранительных органов ряда предприятий и организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства. В 1983 году 40 процентов уволенных восстановились на прежнем месте работы. В 1985-1986 годах правовой инспекцией труда профсоюзов и правоохранительными органами республики было восстановлено на работе около 300 работников. Им выплачено более 50 тысяч рублей.

В 1986-1989 годах усилена правозащитная деятельность профсоюзов. В ряде обкомов профсоюзов введены должности правовых инспекторов труда. В совете профсоюзов действует отдел правовой работы. На многих предприятиях созданы общественные юридические консультации. При райкомах профсоюзов работников агропромышленного комплекса – внештатные. За три минувших года судами восстановлено на прежней работе около 400 незаконно уволенных работников. Столько же восстановлено на работе по предписаниям правовой инспекции труда Татоблсовпрофа, обкомов профсоюзов, по протестам районных и городских прокуратур.

В декабре 1989 года на ХIХ областной межсоюзной конференции была принята Позиция профсоюзов ТАССР по защите интересов и прав трудящихся. В принятой Позиции профсоюзы объявили, что они обеспечивают реальную защищенность трудовых коллективов от административного диктата центральных и местных органов управления, приостановление управленческих решений, ущемляющих интересы трудящихся. Профсоюзы дают принципиальную оценку фактам грубого нарушения хозяйственными руководителями законов о труде, используя свое право выражения недоверия и требования о смещении должностных лиц с занимаемых должностей в соответствии со ст. 37 КЗОТ РСФСР.

Профсоюзы осуществляют справедливое разрешение трудовых конфликтов в строгом соответствии с законодательством, поддерживают трудовые коллективы в их праве на забастовку как форму борьбы в защиту своих интересов, когда исчерпаны все другие средства. В октябре 1990 года делегаты ХХ межсоюзной конференции кроме своей Позиции приоритетные направления деятельности по обеспечению правовой защищенности трудящихся республики отразили в резолюции конференции. В числе их - ускорение принятия Верховным Советом ТССР законодательных актов о переходе к рыночной экономике, земле и землепользовании, аренде и арендных отношениях, собственности и других правовых норм , гарантирующих право на труд, на жилье, обеспечивающих стабильное улучшение жизненного уровня населения.

Профсоюзы требуют при разработке правовых актов обратить особое внимание на демократизацию законотворческого процесса, на создание системы правовых и социальных гарантий для наиболее уязвимых и малообеспеченных слоев населения: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей. студентов. Профсоюзы требуют при этом обеспечить реализацию конституционного права на труд всего трудоспособного населения. Профсоюзы Татарстана обратились к Верховному Совету и Правительству республики в возможно короткий срок разработать единую комплексную программу организации юридического всеобуча, охватывающую все слои населения. Профсоюзы при этом в резолюции отметили, что в республике не отлажен механизм информирования трудовых коллективов и граждан о новом законодательстве. Слабо в этих целях используется печать, радио, телевидение, крайне мало издается юридической литературы. Профсоюзы в целях осуществления законодательной инициативы и обеспечения правовой защищенности трудящихся республики считают обязательным и необходимым:

- участие профсоюзов в подготовке проектов трудового , жилищного, пенсионного законодательства, других правовых актов, доведения их смысла и значения до населения;

- предъявление неукоснительных требований к органам государственного и хозяйственного управления республики об отмене, приостановке исполнения или изменения управленческих решений, противоречащих законодательству, ущемляющих права и интересы трудящихся;

- взаимодействие с общественными объединениями и движениями, с народными депутатами, выражающими и защищающими права народа, действующими в его интересах;

- осуществление на деле принципа независимости профсоюзов от политических, государственных и других органов и организаций, сотрудничество с ними в правозащитной работе на основе равноправного партнерства.

В соглашении между Советом Министров ТССР и республиканским Советом профсоюзов на 1991 год были зафиксированы предложения Совета Министров ТССР и рессовпрофа на рассмотрение Верховного Совета ТССР по реформе законодательства о труде; проекты ряда законов. Межсоюзная конференция отметила необходимость принятия законодательных и нормативных актов, постановлений закрепляющих социальную защиту населения: закона ТССР о занятости населения и социальной защите граждан ТССР от безработицы, о создании государственной службы занятости, о государственном фонде содействия занятости, об организации оплачиваемых общественных работ, о социальной защите малообеспеченных граждан и инвалидов, о минимальном потребительском бюджете, о государственных гарантиях в области оплаты труда.

В 1995 году деятельность правовой инспекции труда профсоюзов с полномочиями, предусмотренными Положением, утвержденным ВЦСПС в 1976 году завершилась. Была образована государственная инспекция труда. Её штаты были укомплектованы, в основном, работавшими специалистами правовой и технической инспекций профсоюзов республики. Найти любую возможность защитить обратившихся в отдел правозащитной работы Федерации профсоюзов Республики Татарстан отличала и отличает деятельность правовых инспекторов труда профсоюзов Республики Татарстан и сегодня.

Для юристов профсоюзных органов республики, как и в прежние годы, в работе характерны целеустремленность, сплоченность, эффективность по защите членов профсоюзов, людей труда, обратившихся к ним за правовой помощью и поддержкой. Постоянный поиск в условиях изменения законодательства возможностей сохранения и расширения трудовых прав работников и профсоюзов.

Подготовила Ольга Мокейчева

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007