Главная / История профсоюзов
11.11.2009
Профсоюзы и закон: исторический аспект

Отправной точкой в правовом регулировании отношений наемных работников с работодателями в какой-то мере стали изданные Петром I указы и Регламент (1722 года), ограничивающие продолжительность рабочего дня на мануфактурах и казенных заводах, устанавливающие максимальный размер заработной платы.

В 1803 г. при передаче в частные руки казенной шелковой фабрики в Купавне составлено было особое "Положение", требовавшее от нового владельца сократить рабочий день на час, устроить богадельню для одиноких старых и больных рабочих, сирот, выплачивать зарплату за простойные дни, когда фабрика не имела сырья. Заработная же плата подлежала пересмотру каждые десять лет в зависимости от возвышения цен на хлеб и другие жизненные припасы.

С ростом числа рабочих в России в XIX веке возникла идея создания института представительства рабочих в сфере трудовых отношений. Так Александр I удовлетворил прошение рабочих Фряновской мануфактуры Богородского уезда об избрании старост, которые бы следили за порядком расчетов с рабочими и присутствовали при приемке произведенного продукта. Так возникали первые «примитивные» союзы работников.

Первый фабричный закон общего характера в России - «Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму» относится к 1835 году.

Учреждались инспекции для надзора за соблюдением фабричного законодательства, вводился институт фабричных старост. Кстати, идея создания общественных рабочих организаций исходила от Министерства внутренних дел. Оно же предложило создать ссудно-сберегательные кассы, кооперативные, потребительские, страховые общества... В основе рабочих обществ лежали идеи Э.Бернштейна об экономических формах борьбы за реформирование капиталистического общества.

В 1865 году был разработан проект закона «О промышленных судах» по рассмотрению трудовых споров. В проекте предполагалось создание промышленных судов на паритетных началах из равного числа представителей наемных работников и хозяев. Проект реализован не был, зато в 1874 году дополняется новым пунктом статья 318 «Уложения о наказаниях»: «виновные в принадлежности к сообществу, имеющему целью возбуждение вражды между хозяевами и рабочими, а равно возбуждение к устройству стачек, подлежат наказанию от заключения в крепости на 8 месяцев до лишения всех прав и ссылки на жилье в Сибирь».

В 1901 году составляется Устав кассы взаимопощи для всех рабочих механического производства Москвы и губернии. Выборным представителям от рабочих с согласия администрации предприятий разрешается собираться на первые официальные районные собрания. Начинаются публичные обсуждения проблемы сотрудничества рабочих с работодателями (заключение коллективных договоров, порядок подачи, рассмотрения жалоб, работа фабричных инспекторов).

4 марта 1906 года в результате забастовок, массового социального протеста Царское правительство принимает закон «Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий», благодаря которому профсоюзы страны обрели правовой статус. Кстати, в Великобритании профсоюзы законодательно были признаны в 1824 году!

Деятельность профсоюзов легализуется и жестко регламентируется, фактически ограничиваясь узкими рамками касс взаимопомощи. В законе всякое упоминание о защите рабочих устраняется. Допускается только их «выяснение», «согласование». Нет прав к объединению в профсоюзы у железнодорожников, работников почты, телеграфа, банков, всех госучреждений, сельскохозяйственных рабочих. Закон подчинил профсоюзы полиции, жандармам. Разрешение на существование профсоюзы получили только после регистрации устава «в особом присутствии» в составе губернатора, градоначальника, прокурора и др. Разрешения властей требовалось на заседания комитета.

Масштаб деятельности профсоюзов ограничивался заводской территорией — и никаких объединений. Съезды, конференции запрещались. По этому закону, для получения права на созыв собрания, нужно было за неделю до проведения собрания испросить равное решение «господина полицмейстера». Полицейский чин («околоток» или помощник пристава ) на собрании должен был присутствовать и следить за соблюдением повестки разрешенного собрания. Устав профсоюза должен был быть засвидетельствован у нотариуса, представлен в присутствие «по делам об обществах и союзах»...

На основе «Временных правил» часть профсоюзов была закрыта, другой было отказано в регистрации. 10 мая 1907 года Департамент полиции направил губернаторам циркуляр «О мерах против профессиональных союзов». Согласно Циркуляру местным властям было необходимо «обратить самое пристальное и серьёзное внимание на профсоюзы, состав, деятельность…Легализацию профсоюзов допускать лишь при отсутствии связей с социал-демократическими группами. При попытках нарушения Временных правил — возбуждать уголовное преследование…».

В ноябре 1907 года Казанский губернатор предложил начальнику жандармского губернского управления немедленно закрыть получившие легализацию профсоюзные общества: фармацевтов, булочников, кондитеров, калачников, рабочих кожевенного производства. Причина: установление связи с социал-демократическими организациями. Кроме того указал на необходимость ликвидации 7 профсоюзных обществ, не получивших легализации: казанские профсоюзные общества по обработке дерева, по обработке металла, портных, печатного дела, газетчиков, рабочих экипажного производства, конторщиков.

После октябрьской революции юридические гарантии прав профсоюзов закрепляются в нормативных актах — Конституции СССР, Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, Кодексе Законов о труде. Правовое положение низовых звеньев профсоюзной структуры утверждается Указами Президиума Верховного Совета СССР Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза (ФЗМК). Направления деятельности профсоюзов определяются решениями съездов и выборных органов правящей партии, съездами профсоюзов СССР, постановлениями ВЦСПС, Указе Президента РФ 15 ноября 1991 года «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»..

После прекращения существования СССР как субъекта международного права 25 декабря 1991 года правовой основой деятельности профсоюзов стали : Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, Трудовой кодекс Российской Федерации (февраль 2002 года), Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (январь 1996 года), закон РФ «Об общественных объединениях» (апрель 1995 года), закон РФ «О порядке разрешения трудовых споров» (октябрь 1995 года), закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (ноябрь 1995 года), закон Республики Татарстан «О профессиональных союзах» (январь 1995 года), законы о социальном партнерстве, положения о трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений и другие документы.

Согласно предоставленному праву профсоюзы осуществляют представительство работников, надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, защиту права на труд, участвуют в решении вопросов улучшения условий труда, в разработке мер по социальной защите работников.

Подготовила Ольга Мокейчева

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007