Главная / Информационно-аналитические и методические материалы
25.12.2009
Заседание «круглого стола» по теме «Трудовой кодекс Российской Федерации и защита прав работников, проблемы и пути совершенствования правовой защиты человека труда».

25 декабря 2009 г. в Федерации профсоюзов Республики Татарстан состоялось заседание «круглого стола» по теме «Трудовой кодекс Российской Федерации и защита прав работников, проблемы и пути совершенствования правовой защиты человека труда».

В заседании приняли участие представитель ФНПР – руководитель правового департамента ФНПР - главный правовой инспектор труда ФНПР,  представитель Прокуратуры Республики Татарстан - начальник отдела по надзору за законностью правовых актов и соблюдением законодательства в социальной сфере прокуратуры РТ, советник юстиции, представитель Государственной инспекции труда в Республике Татарстан - заместитель руководителя государственной инспекции труда в РТ, главный правовой инспектор РТ, руководители республиканских отраслевых комитетов профсоюзов, первичных профсоюзных организаций. По итогам проведения «круглого стола» участниками были выработаны Рекомендации.

См. официальный текст.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

круглого стола по теме «Трудовой кодекс Российской Федерации

и защита прав работников, проблемы и пути совершенствования правовой защиты человека труда»

 

г. Казань                                                                                 25  декабря 2009 г.

 

Обсудив комплекс вопросов, связанных с реализацией норм трудового законодательства, участники «круглого стола» считают, что Трудовой кодекс РФ в целом успешно решает задачу создания работникам благоприятных условий для реализации ими права на труд и обеспечение социальной защиты тех, кто в ней особенно нуждается.

Вместе с тем, основная проблема трудового законодательства заключается в том, что на практике многие  нормы не используются, или в силу неоднозначности их толкования, используются не всегда в интересах работника, тем самым создается «законодательная видимость» самозащиты трудовых прав.

Так, все более очевидной становится необходимость государственного регулирования оплаты труда, как в бюджетной сфере, так и реальном секторе экономики. Прежде всего, это относится к минимальной заработной плате.

Существующий уровень государственных минимальных гарантий по оплате труда крайне низок и не обеспечивает воспроизводственную и стимулирующую функции заработной платы.

Механизм регулирования оплаты труда напрямую зависит от гарантированного государством минимального размера оплаты труда.

На сегодняшний день в Трудовом кодексе РФ нет определения понятия минимального размера оплаты труда. Это позволяет работодателям использовать ситуацию по своему усмотрению, включая в минимальный размер оплаты труда доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, что существенно ухудшает положение работников.

 Таким образом, принятие закона об увеличении МРОТ не увеличило реальных выплат конкретному работнику, а оставило их на прежнем уровне.

Кризис обострил проблему банкротства в республике. Сегодня риск банкротства висит над такими крупными компаниями, которые в недавнем прошлом имели экономическую и социальную стабильность. В этих условиях вопросы соблюдения прав граждан на вознаграждение за труд становятся еще более актуальными.

В данной сфере много нерешенных вопросов, не только по защите прав работников, но и по технологии финансового оздоровления, восстановления платежеспособности предприятия.

Во многом это связано с неэффективностью законодательного регулирования.

Учитывая реалии настоящего времени, в течение последнего года на предприятиях широко используется перевод работников на неполное рабочее время (статья 74 ТК РФ) и вывод работников в простой (статья 72.2 ТК РФ). Законом не предусмотрено предварительное оповещение работников о начале простоя и истребование мотивированного мнения профсоюзной организации. Это позволяет работодателям использовать ситуацию в своих интересах, то есть сначала вводится неполный режим работы, затем на оставшиеся рабочие дни объявляется простой.

В результате работники теряют в заработке в части уменьшения рабочих дней, а затем получают 2/3 тарифа от уже сниженной заработной платы, поскольку добровольно руководители свою вину не признают.  

Приметой времени также является принуждение работников к увольнению по собственному желанию (там, где должно быть сокращение численности или штата работников) и к выходу в отпуска без сохранения заработной платы.

Для предотвращения возможных негативных социально-экономических последствий стороны социального партнерства, законодательные и исполнительные органы власти, судебные органы, научные организации должны объединить усилия с целью совершенствования правовой защиты работника и повышения ее эффективности.

Участники «круглого стола» считают необходимым совершенствование трудового законодательства путем внесения предложений в Комитет Государственной Думы РФ по труду и социальной политике,  в частности:

- внести дополнение в статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации в части, определения понятия минимального размера оплаты труда:

"Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера платы труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты".

- внести изменения в ч. 2 ст.134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части очередности выплаты заработной платы работникам предприятий-банкротов, определив удовлетворение требований об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам в первую очередь».

- внести изменение в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации,  изложив часть пятую в следующей редакции:

«Правительство Российской Федерации устанавливает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников».

 Учитывая актуальность и продуктивность публичного обсуждения вынесенных на нынешний «круглый стол» вопросов, его участники считают целесообразным регулярно проводить подобные встречи, в том числе и на отраслевом уровне.

Участники «круглого стола» поручают  руководству  Федерации профсоюзов Республики Татарстан, являющемуся инициатором его проведения,  довести принятые рекомендации до сведения сторон социального партнерства, соответствующих органов законодательной и исполнительной власти.

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007