Главная / Информационно-аналитические и методические материалы
22.01.2010
Итоги работы отдела правозащитной работы аппарата Федерации профсоюзов Республики Татарстан за 2009 год

Правозащитная деятельность отдела правозащитной работы Федерации профсоюзов Республики Татарстан за отчетный период осуществлялась по следующим направлениям:

 

- участие в совершенствовании законодательной базы путем  проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, внесения в них изменений и дополнений, разработке новых законов и иных нормативных правовых актов, как на республиканском, так и на федеральном уровне;

 

- осуществление общественного контроля за соблюдением трудового законодательства на предприятиях и в организациях республики;

 

- оказание консультативно-правовой помощи работникам-членам профсоюза на личном приеме, при проведении выездных консультаций, а также методической помощи территориальным и первичным профсоюзным организациям;

 

- информационное освещение работы правовой службы в средствах массовой информации.

 

Участие в совершенствовании законодательства.

 

В рамках Примерного плана законопроектной работы в Государственном Совете Республики Татарстан на 2009 год, а также в качестве законодательной инициативы представлен на рассмотрение в Госсовет РТ проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

 

Представленным законопроектом предлагалась возможность капитализации страховых взносов, перечисляемых страхователями в течение трех лет. Что позволило бы сохранять эти средства в большем объеме и направлять их на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

 

В 2009 году продолжилась работа по внесению изменений в ст. 256 Трудового Кодекса РФ. Согласно предлагаемым изменениям отпуска по уходу за ребенком засчитывались бы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение  трудовой пенсии по старости.

 

Однако законодательные инициативы Федерации профсоюзов не были приняты Государственным Советом республики.

 

При рассмотрении проекта закона Республики Татарстан «О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан» внесено предложение о дополнении  законопроекта нормой, предусматривающей меры социальной поддержки социальных работников.

 

По заключению  правового управления Аппарата Государственного Совета РТ  предложение не вызвало существенных замечаний правового характера.

 

Данное изменение не включено в законопроект, оно учтено в Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан «О денежной компенсации на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования социальным работникам государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющим социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном или временном  нестационарном социальном обслуживании».

 

В 2009 г. проведена экспертиза 12 проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан, в частности:

 

- ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

 

- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

 

- ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

 

- кодекс РФ об административных правонарушениях;

 

- проект приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ «Об утверждении Методики рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора»;

 

- постановление Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани № 724 «О тарифах на перевозки городским электрическим транспортом в г. Казани» и др.

 

Осуществление общественного контроля за соблюдением трудового законодательства

 

Кризис экономики вызвал значительные перемены в сфере социально-трудовых отношений.

 

В истекшем году на многих предприятиях работники  отправлялись в так называемые «вынужденные административные» отпуска; все чаще имели место случаи не только приостановки роста заработной платы, но и ее снижения; отказа от социальных выплат и др.

 

Но, самое негативное - это нежелание руководителей большинства организаций в таких условиях принимать решения в соответствии с нормами трудового законодательства, соблюдать процедуру введения неполного рабочего времени, осуществлять мероприятия по сокращению численности работников с предоставлением соответствующих льгот, гарантий и компенсаций, осуществлять процедуру учета мнения профсоюзного комитета и т.д. И даже там, где есть профсоюзные организации, действие всех ранее достигнутых договоренностей, в том числе по коллективным договорам, работодателями не соблюдались.

 

Все это привело к увеличению количества жалоб, связанных с тем, что увольнения по сокращению численности или штата работников заменяют увольнениями по собственному желанию, вынуждая работников писать заявления, а также жалоб, связанных с невыплатой или задержкой выплаты компенсаций, отпускных, других выплат, связанных с увольнениями по любым основаниям, с задержкой оплаты больничных листов, пособий по уходу за ребенком и т.д. Наиболее уязвимыми оказались работники, достигшие пенсионного возраста, беременные женщины, инвалиды в таких отраслях как торговля, автотранспорт, жизнеобеспечение, строительство.

 

 Так, если 2008 году было проконсультировано около 800 работников, то за 2009 год - 1028 работников. Рассмотрено письменных обращений граждан с истребованием документов у работодателей  по 68 обращениям.

 

Практически во всех случаях отмечены нарушения со стороны руководителя организации или его представителя и в результате в 80 % обращений вопросы (после переговоров с представителями работодателей) решались в пользу работников.

 

Всего составлено 34 исковых заявления в судебные органы. В результате восстановлены на работе 4 работника, незаконно уволенных по сокращению штата, по 5 исковым заявлениям работников достигнуты мировые соглашения, по 3 внесены изменения в формулировки увольнения в трудовые книжки, а также 13 исковых заявлений составлено по досрочному назначению пенсий, из них в 11 случаях решение суда положительное.

 

Значительное количество обращений поступило от работников, не являющихся членами профсоюза, сферы малого и среднего бизнеса, в частности, торговли, общепита, культурно-развлекательных комплексов и т.д.

 

С учетом сложившейся обстановки в республике, в целях предупреждения  нарушений, связанных с условиями постановки на учет в качестве безработных, размером пособия по безработице, процедурой введения режима неполного рабочего времени и его оплаты, размером оплаты времени простоя открыта «Горячая линия» (по телефону) по вопросам трудового законодательства. По «горячей линии» оказана правовая помощь более 610 работников не зависимо от профсоюзного членства.

 

В организациях, где есть профсоюз, осуществлялась работа по предупреждению нарушений трудового законодательства, велись переговоры с работодателями, давались рекомендации в части исполнения действующих законов и локальных нормативных актов, принятых на предприятиях (з-д им. Горького, ОАО «Радиоприбор», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ОАО «Азимут», ЗАО «Казанский завод искусственных кож» и др.).

 

Одной из мер правовой защиты работников является осуществление общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства в организациях республики.

 

Осуществляя общественный контроль за соблюдением трудового законодательства  правовыми инспекторами отдела правозащитной работы комплексно проверено 9 предприятий, внесено 8 требований об устранении 22 нарушений, из них все требования исполнены работодателем.

 

С января 2009 г. учреждения бюджетных отраслей столкнулись с трудностями при реализации на местах Федерального закона от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ об установлении МРОТ в размере 4330 рублей в месяц. В связи с этим совместно с работниками прокуратуры проведены проверки  5 организаций бюджетных отраслей по данному вопросу.

 

В результате Министерство финансов  РТ совместно с профсоюзами провело собеседования с руководителями муниципальных образований и до 1 мая 2009 г. приняты нормативные документы во всех территориях, произведен перерасчет за предыдущие месяцы и выплачена заработная плата полностью.

 

Итоги совместных проверок по соблюдению трудового законодательства на предприятиях и в организациях республики, проводимых Прокуратурой Республики Татарстан и Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, а также проблемы защиты прав работников систематически рассматриваются на совместных совещаниях, встречах.

 

Так, на заседании «круглого стола» по теме «Трудовой кодекс Российской Федерации защита, проблемы и пути совершенствования правовой защиты человека труда», проведенном в прошлом году отражены проблемы и определен комплекс вопросов, связанных с реализацией норм трудового законодательства. В работе «круглого стола» приняли участие представители Прокуратуры РТ, государственной инспекции труда в РТ, руководитель правового департамента ФНПР, председатели республиканских комитетов профсоюзов.

 

По итогам работы участниками круглого стола выработаны рекомендации для сторон социального партнерства, соответствующих органов законодательной и исполнительной власти.

 

В частности, совершенствование трудового законодательства путем внесения предложений в Комитет Государственной Думы РФ по труду и социальной политике  в ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации в части, определения понятия минимального размера оплаты труда; изменения в ч.2 ст.134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части очередности выплаты заработной платы работникам предприятий-банкротов, определив удовлетворение требований об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам в первую очередь».

 

  Учитывая     актуальность     и     продуктивность      публичного обсуждения вынесенных на нынешний «круглый стол» вопросов, его участники считают целесообразным регулярно проводить подобные встречи, в том числе и на отраслевом уровне.

 

Вопросы, связанные с соблюдением  трудового  законодательства в организациях, республиканских комитетах систематически анализируются на заседаниях Исполнительного комитета Федерации. Подготовлено и проведено заседание Исполкома  «О правоприменительной практике Татарстанского республиканского комитета «Электропрофсоюз». Заседание отразило  проблемы, существующие не  только в данной, но и в других отраслях промышленности.

 

Отдел правозащитной работы аппарата

Федерации профсоюзов Республики Татарстан

 

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007