Главная / Аналитика
28.05.2009
Выступление депутата Государственного Совета Республики Татарстан, председателя Федерации профсоюзов Республики Татарстан Водопьяновой Т.П. на сессии Государственного Совета Республики Татарстан

 

Выступление депутата Государственного Совета Республики Татарстан,

председателя Федерации профсоюзов Республики Татарстан Водопьяновой Т.П.  

на сессии Государственного Совета Республики Татарстан по вопросу "О проекте Закона Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

28.05.2009 г.

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы рассматриваем один из основополагающих вопросов государственной политики. Тот главный финансовый документ, который является основным рычагом влияния на социальные и экономические процессы в республике.

От бюджета зависит  развитие рынка труда, благосостояние  работников  бюджетной сферы и пенсионеров, доступность услуг здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и качество обслуживания всего населения. То есть, именно те позиции, которые требуют еще более обостренного отношения в период кризиса. Ведь на практике, бюджет республики решает основную социальную задачу - повышение качества жизни населения.

Один из главных вопросов бюджетной политики - это достойная и справедливая оплата труда работников бюджетной сферы. Бюджет является жизнеобеспечивающим для сотен тысяч  работающих в здравоохранении, образовании, культуре и социальной сфере.

В текущем году произошли далеко не позитивные изменения в сфере оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Большинство бюджетников находятся сегодня в сложном финансовом положении.

Об этом свидетельствует и государственная статистика. Так, количество предприятий и организаций, имеющих среднюю начисленную заработную плату ниже минимального потребительского бюджета только за 2 первых месяца 2009 года увеличилось в образовании почти в 10 раз, в здравоохранении и сфере предоставления социальных услуг – более чем в 4 раза. (А ведь речь идет всего лишь о средней заработной плате в размере 7,7  тыс. рублей).

Заявленный на 2009 год 16% рост фонда оплаты труда работников бюджетных отраслей, фактически, не реализовался должным образом. Создается впечатление, что он не был доведен до бюджетных учреждений.

Ситуация в сфере оплаты труда работников бюджетной сферы крайне тревожна и ухудшается из  месяца в месяц. Соответственно, существенно падает их уровень жизни.

Темп роста заработной платы стремительно снижается по нарастающей с января по март т.г. (В образовании: январь-122,6%; февраль-112,0%;март-110,7%. В здравоохранении и предоставлении социальных услуг: январь-119,6%; февраль-113,3%; март-106,6%).

Только за март темп роста заработной платы сократился в 7 раз в здравоохранении и предоставлении социальных услуг, в 4 раза – в образовании в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

В условиях кризиса увеличилось отставание оплаты труда, как на уровне средней заработной платы по республике, так и в бюджетных отраслях.

Среднереспубликанская заработная плата в марте отставала от среднероссийского уровня на 20%. В то же время разрыв в  бюджетных отраслях  гораздо выше. Так, в образовании  разрыв в оплате труда  достигал  28,4%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 23,7%.

В здравоохранении и сфере предоставления социальных услуг  заработная плата составила по итогам 1 квартала всего лишь 74%  от среднереспубликанской (14118,8 руб.), в образовании - 63%,  в культуре  - 50%.

В сложившейся ситуации и при высокой инфляции вполне закономерно, что на сегодняшний день реальная заработная плата в бюджетных отраслях – в минусе.

При этом, в начале года, вплоть до мая месяца, в республике не был реализован федеральный закон о минимальном размере оплаты труда. Имелись многочисленные факты выплаты заработной платы в размере ниже законодательно установленного уровня, т.е. - ниже 4330 рублей. И только вмешательство Прокуратуры и Правительства республики после обращения Федерации профсоюзов позволило, в  основном, выправить ситуацию. Однако закон о МРОТ до сих пор не выполняется в полном объеме.

В то же время сегодня нам вновь предлагается оптимизировать фонд оплаты труда бюджетников, что в конечном итоге, приведет к дальнейшему снижению их уровня жизни и в первую очередь медицинских работников, работников образования, культуры и социальной защиты.

 

Уважаемые коллеги!

Хочу напомнить, что в прошлом году мы настойчиво выступали о необходимости увеличения фонда оплаты труда бюджетников на 30%.

Как вы знаете, в федеральных учреждениях бюджетной сферы фонд оплаты труда был повышен именно на 30%. И здесь не имеет значения, каким будет механизм роста заработной платы – через Единую тарифную сетку или отраслевые системы оплаты труда. Прежде всего важен сам факт роста заработной платы, а значит и уровня жизни бюджетников.

К сожалению, в законе о бюджете республики на 2009 год мы получили лишь 16-процентный рост фонда оплаты труда.

А сегодня нам предлагается секвестр фонда оплаты труда в целом, до 6%.

Должна сказать, что  это вызовет серьезные проблемы. Как вы понимаете, заработная плата младшего обслуживающего персонала будет практически уравнена с заработной платой специалистов. А это повлечет за собой снижение мотивации труда и рост социальной напряженности.

Между тем, в регионах России даже в условиях кризиса есть примеры высокой социальной ответственности бюджета, которым можно подражать.

Так, в г. Санкт-Петербурге с 1 января т.г. за счет средств городского бюджета на 22% выросла заработная плата работников бюджетной сферы.

Семьи бюджетников, имеющие двух и более детей, получили право на дополнительное ежемесячное пособие в размере 2180 рублей, независимо от семейного дохода. С 1 января введена социальная выплата в размере 2000 рублей для студенческих семей, имеющих детей. И все эти обязательства неукоснительно выполняются.

 

Уважаемые коллеги!

Есть и другой аргумент в вопросе сохранения прежнего фонда оплаты труда, а возможно, и его роста.

Каждый гражданин Татарстана, в том числе и работники бюджетной сферы, активно участвуют в формировании бюджета республики через собственный заработок. И чем больше заработок, тем выше платежеспособность и собираемость налогов. А сегодня, как известно, есть серьезная проблема с их поступлением.

На наш взгляд, в создавшейся ситуации не может идти речи о сокращении фонда оплаты труда, а необходима индексация заработной платы в соответствии с Трудовым кодексом, а также её повышение в целом.

И если мы хотим сохранить курс на инновационную экономику, а мы этого хотим, мы должны думать о развитии человеческого капитала. А это, как известно, возможно лишь через рост инвестиций в образование, здравоохранение, культуру и, прежде всего, через прямые инвестиции в самих работников бюджетной сферы.

Сегодня мы говорим, что наши приоритеты в республике – это прежде всего исполнение  принятых социальных обязательств. Именно эта задача поставлена главной – в бюджетном Послании Президента России и Послании Президента республики Государственному Совету на 2009 год.

Учитывая изложенное, предлагаю исключить из проекта положения, направленные на оптимизацию фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений.

 

Уважаемые коллеги!

Здоровый и безопасный труд – это один из главных факторов повышения производительности труда, роста экономики и благосостояния любого коллектива.

Необходимо отметить, что несмотря на принимаемые меры государственного и коллективно-договорного регулирования охраны труда, ситуация в этой сфере продолжает оставаться сложной. Особенно остро стоит проблема производственного травматизма, гибели людей на производстве, профессиональной заболеваемости.

В  2008 г. число пострадавших  от несчастных  случаев  на  производстве  составило  1093 работающих. Из них 115 человек погибли. В расчете на 1000 работающих это - худший результат в республике за последние 6 лет, не считая 2007 года.

Остается высокой численность работающих в неблагоприятных для здоровья условиях труда. Удельный вес работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам на начало 2009 года составил 22,7% общей списочной численности работников (на начало 2008 года их было 22,2%).

Необходимым условием развития экономики является создание здоровых и безопасных условий труда на основе адекватного  финансирования мероприятий, направленных на их улучшение и охрану.

При общем росте затрат на охрану труда сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных форм собственности. Так, в 2008 году затраты на охрану труда в расчете на одного работающего, в организациях государственной формы собственности были на 40% ниже, чем в среднем по республике.

Реализация с 1998 года республиканских программ улучшения условий и охраны труда способствует повышению эффективности системы управления охраной труда, уровня профессиональной подготовки кадров, созданию более благоприятных условий для работы служб охраны труда в организациях.

Считаю, что финансово-экономический кризис не может  быть основанием для отказа или сокращения работ в области охраны труда. За этим стоят здоровье и человеческие жизни. Считаю недальновидным исключение из бюджета Республики Татарстан расходов на реализацию Республиканской программы улучшения условий охраны труда в 2009 году.

В этой связи хотелось бы привести слова Председателя Правительства России В.В.Путина, сказанные им на Всероссийском совещании председателей первичных профсоюзных организаций 26 мая т.г. «…недопустимо экономить на здоровье работников, их защите от воздействия вредных производственных факторов, на технике безопасности».

Предлагаю сохранить в 2009 году объем финансирования мероприятий по охране труда в сумме 5880 тыс.рублей, предусмотренный Республиканской программой улучшения условий охраны труда на 2007-2009 годы и законом «О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

 

Уважаемый Фарид Хайруллович!

Я полностью с Вами согласна, что «поправки должны быть обоснованными и разумными». Считаю, что именно такими являются  внесенные предложения и прошу депутатов поддержать их.

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007