Главная / Аналитика
22.10.2008
Выступление депутата Государственного Совета РТ, председателя Федерации профсоюзов Республики Татарстан Водопьяновой Т.П. на сессии Государственного Совета Республики Татарстан по вопросу «О проекте бюджета Республики Татарстан на 2009 год"

Выступление

депутата Государственного Совета Республики Татарстан,

председателя Федерации профсоюзов Республики Татарстан

Водопьяновой Т.П. 

на сессии Государственного Совета Республики Татарстан

по вопросу «О проекте бюджета Республики Татарстан

на 2009 год»

 

22.10.2008 г.

Уважаемые коллеги!

В последние 10-15 лет бюджетный процесс в республике превратился в  мероприятие №1  государственной политики. И это понятно. Главный финансовый документ стал, по сути дела, главным рычагом влияния на социальные и экономические процессы в обществе.

От бюджета зависит  развитие рынка труда, благосостояние  работников  бюджетной сферы и пенсионеров, доступность услуг здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и обслуживания для всего населения.

Наконец,  его ресурсы предопределяют качество жизни населения.

В последние 3-4 года на фоне стабильного роста экономики  в республике динамично повышалась заработная плата.

Если темпы ее роста в 2005 году составляли 126,3%, то к 2007 году повысились до 130%, за 8 месяцев текущего года достигли 129,6%.

К сожалению, несмотря на высокие темпы роста  заработной платы, ее уровень на сегодняшний день отстает от величины рационального потребительского бюджета почти в 1,7 раза, от среднероссийского показателя – на 13%.?

К сожалению,  в течение последующих  трех лет   прогнозируется снижение темпов роста заработной платы. Так, в 2009 году законопроектом предусмотрен рост заработной платы на 21,8%, в 2010 году – на 18,3%, в 2011 году – на 17,7%.

Это, безусловно, не удовлетворит большинство работающих граждан, имеющих на сегодняшний день заработную плату, которая позволяет приобрести всего 2-4 набора товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, а в сельском и лесном хозяйствах, культуре – даже менее 2 наборов. При этом, надо отметить, что сама потребительская корзина, измененная лишь на треть, по-прежнему имеет низкие нормы потребления и не соответствует сложившимся реалиям.

Подобными темпами роста  заработной платы мы не скоро  достигнем уровня достойной оплаты труда (рационального потребительского бюджета), от которого мы на сегодняшний день отстаем почти в 1,7 раза. Сегодня мы занимаем по заработной плате далеко не первое место в России (лишь 30-е по итогам 1 полугодия 2008 г.).

Если не принять соответствующих мер, разрыв в оплате труда с Россией будет расти. Более того, вряд ли подобные решения помогут сократить данный разрыв, хотя задача такая в республике поставлена.

Уважаемые коллеги!

Одним из главных вопросов бюджетной политики является достойная и справедливая оплата труда работников бюджетной сферы. Рассматриваемый сегодня законопроект должен стать жизнеобеспечивающим более чем для 300 тысяч  работающих в здравоохранении, образовании, культуре и социальной сфере.

Заработная плата этих категорий бюджетников не претерпела кардинальных изменений, несмотря на ее рост в 40%, в том числе, за счет вторичной занятости и повышения напряженности их труда. Уровень заработной платы по-прежнему, остается крайне низким, не соответствует их квалификации, затраченному труду, а также основным параметрам социально-экономического развития республики.

В здравоохранении и сфере предоставления социальных услуг  заработная плата составляет по итогам 8 месяцев всего лишь 68 %  от среднереспубликанской, в образовании - 59 %,  в культуре  - 50 %. В этой связи есть очень серьезные сомнения, что к концу года мы достигнем в бюджетной сфере уровня заработной платы 80% от среднего по республике.

Несмотря на февральское повышение оплаты труда, всё ещё  более половины тарифных ставок остаются за пределами прожиточного минимума. В этой связи 9,7% работников образования, 6,6% работников здравоохранения и предоставления социальных услуг находятся за чертой бедности. Оплата труда 36% работников образования, 30% работников здравоохранения и сферы предоставления социальных услуг не достигает минимального потребительского бюджета (данные Татарстанстата за апрель 2008 г.).

Приведу еще некоторые показатели.

Сравнительный анализ статистических данных 1 полугодия  текущего года показал, что средняя заработная плата в республике отстает от среднероссийского уровня на 13 %. В то же время отставание заработной платы в бюджетной сфере нашей республики от среднероссийского уровня оплаты труда в аналогичных отраслях  более чем в полтора раза выше. Так, в образовании  разрыв в оплате труда  составляет  22 %, в здравоохранении - 21 %.

В создавшихся условиях планируется увеличение фонда заработной платы работников бюджетной сферы с 1 января 2009 года на 16%; повышение заработной платы с января 2010 года – лишь на 6%, с января 2011 года – на 5,9%. Если учесть, что в 2009 году 10% повышения фонда оплаты труда будут израсходованы на доведение минимального размера оплаты труда до 4330 рублей, то видно, что рост заработной платы бюджетников не превышает индекса потребительских цен (2009 г. - 106,7%; 2010 г. - 106,0%; 2011 – 105,9%).

Фактически, это предполагает снижение уровня жизни работников бюджетной сферы и в первую очередь медицинских работников, работников образования, культуры и социальной защиты.

Уважаемые коллеги!

Сегодня отраслевые системы оплаты труда все еще не утверждены Правительством республики, однако предварительные расчеты вызывают серьезную озабоченность в реальной возможности значимого повышения заработной платы основной категории работников бюджетной сферы. Так, в здравоохранении у основного персонала. Ожидается ее повышения всего лишь на 200-300 рублей.

В настоящее время проводится эксперимент по внедрению отраслевых систем оплаты труда. Однако, результаты его мы узнаем лишь в декабре текущего года.

Хотелось бы также отметить, что более 35 регионов России уже ввели новые системы оплаты труда бюджетников и при этом значительно повысили их фонд оплаты труда. Например, в Тюмени при переходе на отраслевые системы фонд оплаты труда повышен на 37% за счет бюджетных ассигнований.

Для обеспечения запланированного доведения минимальной заработной платы работников бюджетных учреждений до 4330 рублей с сохранением межразрядной дифференциации и повышения средней заработной платы не менее чем на 30% в рамках реализации отраслевых систем оплаты труда предлагаю при формировании бюджета Республики Татарстан увеличить фонд оплаты труда бюджетных учреждений в 2009 году на 30%, как это планируется Правительством  Российской Федерации.

Сегодня каждый гражданин Татарстана, в том числе и бюджетники участвуют в формировании бюджета республики через собственный заработок.

И наш с вами долг – обеспечить достойную реформу оплаты их труда.

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007