Главная / Аналитика
02.12.2008
О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан на 2009 год

                                                                                                          Председателю
                                                                                                          Комитета Республики 
                                                                                                          Татарстан по тарифам 
                                                                                                          М.А. Файрушиной

 

Уважаемая Марина Анатольевна!

 

Федерация профсоюзов Республики Татарстан, рассмотрев проект постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан на 2009 год», обращает Ваше внимание на следующее.  

Региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе был установлен в 2003 и 2004 годах в размере 16%. Резкое повышение значения данного показателя до 22% в 2005 году привело к снижению уровня социальной поддержки малоимущих граждан. Подтверждением тому являются данные Татарстанстата за указанный период.

Установление названного стандарта в последующие годы на уровне 21% также не соответствует необходимому уровню социальной защищенности  граждан.

На сегодняшний день самой острой проблемой является социальное расслоение общества, которое имеет тенденцию к росту. Так, только за последние 5 лет, уровень дифференциации доходов населения возрос на 32 % (с 13,1 раз в 2003 г. до  17,3 раз – кв. 2008 г.).

Более 370 тыс. граждан республики имеют доходы ниже прожиточного минимума (ПМ на душу населения во 2 кв. 2008 г. = 3776 руб.).

Сохраняется высокий уровень дифференциации заработной платы на территориальном, отраслевом уровнях, а также на предприятиях.

В апреле  т.г. около 74 тыс. работников продолжали получать заработную плату ниже величины прожиточного минимума (ниже 4229 руб.), 286 тыс. работников  – ниже МПБ (ниже 7203 руб.).

По состоянию на август 2008 г. свыше 1000 крупных и средних предприятий Татарстана выплачивали заработную плату в размере ниже величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в республике (МПБ  = 7073 руб. – август 2008 г.).

Несмотря на определенный рост денежных доходов населения и заработной платы, за последние 3 года наблюдается снижение темпов роста реальных денежных доходов населения в 1,8 раза  (с 123,5% - за 9 месяцев 2006 г. до 113,2% - за 9 месяцев 2008 г.), а также снижение темпов роста реальной заработной платы в 1,3 раза - с 118,5% (январь-сентябрь 2006 г.) до 114,3% (январь-сентябрь 2008 г.).

При этом необходимо отметить, что в условиях финансового кризиса ожидается стагнация заработной платы, а значит – снижение уровня жизни граждан, особенно малоимущих. Уже, на сегодняшний день в республике появились тенденции роста задолженности по заработной плате, которая за 10 месяцев т.г. на средних и крупных предприятиях выросла в 9,5 раза.

Практика установления региональных стандартов в субъектах Российской Федерации свидетельствует о возможных вариантах снижения показателя максимально допустимой доли собственных расходов граждан и значения стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии. Так, постановлением Правительства Оренбургской области от 28 мая 2008 года № 222-п  региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на 2008 г. установлен в размере  18 процентов. Кроме того, данным постановлением  региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при расчете субсидий, на одного человека в семье, состоящей из трех и более человек, установлен в размере 18 кв. м. общей площади жилья. Такой же норматив  на 2008 г. установлен  законом Саратовской области от 30.05.2005 г. №  41-ЗСО (по состоянию на 23.01.2008 г.), законом Пермского края от 7 мая 2007 г. № 34-ПК (в редакции от 3 сентября 2008 г.), законом Самарской области от 28 декабря 2004 г. № 191-ГД (в редакции от 6 декабря 2007 г.), постановлением Правительства Ульяновской области от 6 марта 2008 г. № 99-П, постановлением Правительства Пензенской области от 4 апреля 2008 г. № 213-П и многими другими органами законодательной и исполнительной власти регионов Российской Федерации.

Установленный проектом постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий в размере 56 кв. м. общей площади жилья на семью из четырех человек и  в размере 12 кв. м. общей площади жилья на одного человека в семье из пяти и более человек,  ущемляет права граждан и противоречит демографической политике в Республике Татарстан.

В целях повышения уровня социальной защиты малообеспеченных граждан Федерация профсоюзов РТ предлагает:

- снизить региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 21% до 16-18%;

- установить региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, для семьи из трех и более человек, из расчета 18 кв.м. на 1 человека, и, соответственно - определить размеры стандарта для семьи из  4, 5 и более человек.

Предлагаем учесть наши предложения.

 

 

 

Председатель

Федерации профсоюзов

Республики Татарстан                                                               Т.П. Водопьянова

---

Председателю

Комитета

Республики  Татарстан

по тарифам

М.А. Файрушиной

 

 

Уважаемая Марина Анатольевна!

 

Федерация профсоюзов Республики Татарстан, рассмотрев проект постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан на 2009 год», обращает Ваше внимание на следующее.  

Региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе был установлен в 2003 и 2004 годах в размере 16%. Резкое повышение значения данного показателя до 22% в 2005 году привело к снижению уровня социальной поддержки малоимущих граждан. Подтверждением тому являются данные Татарстанстата за указанный период.

Установление названного стандарта в последующие годы на уровне 21% также не соответствует необходимому уровню социальной защищенности  граждан.

На сегодняшний день самой острой проблемой является социальное расслоение общества, которое имеет тенденцию к росту. Так, только за последние 5 лет, уровень дифференциации доходов населения возрос на 32 % (с 13,1 раз в 2003 г. до  17,3 раз – кв. 2008 г.).

Более 370 тыс. граждан республики имеют доходы ниже прожиточного минимума (ПМ на душу населения во 2 кв. 2008 г. = 3776 руб.).

Сохраняется высокий уровень дифференциации заработной платы на территориальном, отраслевом уровнях, а также на предприятиях.

В апреле  т.г. около 74 тыс. работников продолжали получать заработную плату ниже величины прожиточного минимума (ниже 4229 руб.), 286 тыс. работников  – ниже МПБ (ниже 7203 руб.).

По состоянию на август 2008 г. свыше 1000 крупных и средних предприятий Татарстана выплачивали заработную плату в размере ниже величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в республике (МПБ  = 7073 руб. – август 2008 г.).

Несмотря на определенный рост денежных доходов населения и заработной платы, за последние 3 года наблюдается снижение темпов роста реальных денежных доходов населения в 1,8 раза  (с 123,5% - за 9 месяцев 2006 г. до 113,2% - за 9 месяцев 2008 г.), а также снижение темпов роста реальной заработной платы в 1,3 раза - с 118,5% (январь-сентябрь 2006 г.) до 114,3% (январь-сентябрь 2008 г.).

При этом необходимо отметить, что в условиях финансового кризиса ожидается стагнация заработной платы, а значит – снижение уровня жизни граждан, особенно малоимущих. Уже, на сегодняшний день в республике появились тенденции роста задолженности по заработной плате, которая за 10 месяцев т.г. на средних и крупных предприятиях выросла в 9,5 раза.

Практика установления региональных стандартов в субъектах Российской Федерации свидетельствует о возможных вариантах снижения показателя максимально допустимой доли собственных расходов граждан и значения стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии. Так, постановлением Правительства Оренбургской области от 28 мая 2008 года № 222-п  региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на 2008 г. установлен в размере  18 процентов. Кроме того, данным постановлением  региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при расчете субсидий, на одного человека в семье, состоящей из трех и более человек, установлен в размере 18 кв. м. общей площади жилья. Такой же норматив  на 2008 г. установлен  законом Саратовской области от 30.05.2005 г. №  41-ЗСО (по состоянию на 23.01.2008 г.), законом Пермского края от 7 мая 2007 г. № 34-ПК (в редакции от 3 сентября 2008 г.), законом Самарской области от 28 декабря 2004 г. № 191-ГД (в редакции от 6 декабря 2007 г.), постановлением Правительства Ульяновской области от 6 марта 2008 г. № 99-П, постановлением Правительства Пензенской области от 4 апреля 2008 г. № 213-П и многими другими органами законодательной и исполнительной власти регионов Российской Федерации.

Установленный проектом постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий в размере 56 кв. м. общей площади жилья на семью из четырех человек и  в размере 12 кв. м. общей площади жилья на одного человека в семье из пяти и более человек,  ущемляет права граждан и противоречит демографической политике в Республике Татарстан.

В целях повышения уровня социальной защиты малообеспеченных граждан Федерация профсоюзов РТ предлагает:

- снизить региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 21% до 16-18%;

- установить региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, для семьи из трех и более человек, из расчета 18 кв.м. на 1 человека, и, соответственно - определить размеры стандарта для семьи из  4, 5 и более человек.

Предлагаем учесть наши предложения.

 

 

 

Председатель

Федерации профсоюзов

Республики Татарстан                                                               Т.П. Водопьянова

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007