Председателю Комитета Республики Татарстан по тарифам М.А. Файрушиной
Уважаемая Марина Анатольевна!
Федерация профсоюзов Республики Татарстан, рассмотрев проект постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан на 2009 год», обращает Ваше внимание на следующее.
Региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе был установлен в 2003 и 2004 годах в размере 16%. Резкое повышение значения данного показателя до 22% в 2005 году привело к снижению уровня социальной поддержки малоимущих граждан. Подтверждением тому являются данные Татарстанстата за указанный период.
Установление названного стандарта в последующие годы на уровне 21% также не соответствует необходимому уровню социальной защищенности граждан.
На сегодняшний день самой острой проблемой является социальное расслоение общества, которое имеет тенденцию к росту. Так, только за последние 5 лет, уровень дифференциации доходов населения возрос на 32 % (с 13,1 раз в 2003 г. до 17,3 раз – кв. 2008 г.).
Более 370 тыс. граждан республики имеют доходы ниже прожиточного минимума (ПМ на душу населения во 2 кв. 2008 г. = 3776 руб.).
Сохраняется высокий уровень дифференциации заработной платы на территориальном, отраслевом уровнях, а также на предприятиях.
В апреле т.г. около 74 тыс. работников продолжали получать заработную плату ниже величины прожиточного минимума (ниже 4229 руб.), 286 тыс. работников – ниже МПБ (ниже 7203 руб.).
По состоянию на август 2008 г. свыше 1000 крупных и средних предприятий Татарстана выплачивали заработную плату в размере ниже величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в республике (МПБ = 7073 руб. – август 2008 г.).
Несмотря на определенный рост денежных доходов населения и заработной платы, за последние 3 года наблюдается снижение темпов роста реальных денежных доходов населения в 1,8 раза (с 123,5% - за 9 месяцев 2006 г. до 113,2% - за 9 месяцев 2008 г.), а также снижение темпов роста реальной заработной платы в 1,3 раза - с 118,5% (январь-сентябрь 2006 г.) до 114,3% (январь-сентябрь 2008 г.).
При этом необходимо отметить, что в условиях финансового кризиса ожидается стагнация заработной платы, а значит – снижение уровня жизни граждан, особенно малоимущих. Уже, на сегодняшний день в республике появились тенденции роста задолженности по заработной плате, которая за 10 месяцев т.г. на средних и крупных предприятиях выросла в 9,5 раза.
Практика установления региональных стандартов в субъектах Российской Федерации свидетельствует о возможных вариантах снижения показателя максимально допустимой доли собственных расходов граждан и значения стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии. Так, постановлением Правительства Оренбургской области от 28 мая 2008 года № 222-п региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на 2008 г. установлен в размере 18 процентов. Кроме того, данным постановлением региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при расчете субсидий, на одного человека в семье, состоящей из трех и более человек, установлен в размере 18 кв. м. общей площади жилья. Такой же норматив на 2008 г. установлен законом Саратовской области от 30.05.2005 г. № 41-ЗСО (по состоянию на 23.01.2008 г.), законом Пермского края от 7 мая 2007 г. № 34-ПК (в редакции от 3 сентября 2008 г.), законом Самарской области от 28 декабря 2004 г. № 191-ГД (в редакции от 6 декабря 2007 г.), постановлением Правительства Ульяновской области от 6 марта 2008 г. № 99-П, постановлением Правительства Пензенской области от 4 апреля 2008 г. № 213-П и многими другими органами законодательной и исполнительной власти регионов Российской Федерации.
Установленный проектом постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий в размере 56 кв. м. общей площади жилья на семью из четырех человек и в размере 12 кв. м. общей площади жилья на одного человека в семье из пяти и более человек, ущемляет права граждан и противоречит демографической политике в Республике Татарстан.
В целях повышения уровня социальной защиты малообеспеченных граждан Федерация профсоюзов РТ предлагает:
- снизить региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 21% до 16-18%;
- установить региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, для семьи из трех и более человек, из расчета 18 кв.м. на 1 человека, и, соответственно - определить размеры стандарта для семьи из 4, 5 и более человек.
Предлагаем учесть наши предложения.
Председатель
Федерации профсоюзов
Республики Татарстан Т.П. Водопьянова ---
Председателю
Комитета
Республики Татарстан
по тарифам
М.А. Файрушиной
Уважаемая Марина Анатольевна!
Федерация профсоюзов Республики Татарстан, рассмотрев проект постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан на 2009 год», обращает Ваше внимание на следующее.
Региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе был установлен в 2003 и 2004 годах в размере 16%. Резкое повышение значения данного показателя до 22% в 2005 году привело к снижению уровня социальной поддержки малоимущих граждан. Подтверждением тому являются данные Татарстанстата за указанный период.
Установление названного стандарта в последующие годы на уровне 21% также не соответствует необходимому уровню социальной защищенности граждан.
На сегодняшний день самой острой проблемой является социальное расслоение общества, которое имеет тенденцию к росту. Так, только за последние 5 лет, уровень дифференциации доходов населения возрос на 32 % (с 13,1 раз в 2003 г. до 17,3 раз – кв. 2008 г.).
Более 370 тыс. граждан республики имеют доходы ниже прожиточного минимума (ПМ на душу населения во 2 кв. 2008 г. = 3776 руб.).
Сохраняется высокий уровень дифференциации заработной платы на территориальном, отраслевом уровнях, а также на предприятиях.
В апреле т.г. около 74 тыс. работников продолжали получать заработную плату ниже величины прожиточного минимума (ниже 4229 руб.), 286 тыс. работников – ниже МПБ (ниже 7203 руб.).
По состоянию на август 2008 г. свыше 1000 крупных и средних предприятий Татарстана выплачивали заработную плату в размере ниже величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в республике (МПБ = 7073 руб. – август 2008 г.).
Несмотря на определенный рост денежных доходов населения и заработной платы, за последние 3 года наблюдается снижение темпов роста реальных денежных доходов населения в 1,8 раза (с 123,5% - за 9 месяцев 2006 г. до 113,2% - за 9 месяцев 2008 г.), а также снижение темпов роста реальной заработной платы в 1,3 раза - с 118,5% (январь-сентябрь 2006 г.) до 114,3% (январь-сентябрь 2008 г.).
При этом необходимо отметить, что в условиях финансового кризиса ожидается стагнация заработной платы, а значит – снижение уровня жизни граждан, особенно малоимущих. Уже, на сегодняшний день в республике появились тенденции роста задолженности по заработной плате, которая за 10 месяцев т.г. на средних и крупных предприятиях выросла в 9,5 раза.
Практика установления региональных стандартов в субъектах Российской Федерации свидетельствует о возможных вариантах снижения показателя максимально допустимой доли собственных расходов граждан и значения стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии. Так, постановлением Правительства Оренбургской области от 28 мая 2008 года № 222-п региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на 2008 г. установлен в размере 18 процентов. Кроме того, данным постановлением региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при расчете субсидий, на одного человека в семье, состоящей из трех и более человек, установлен в размере 18 кв. м. общей площади жилья. Такой же норматив на 2008 г. установлен законом Саратовской области от 30.05.2005 г. № 41-ЗСО (по состоянию на 23.01.2008 г.), законом Пермского края от 7 мая 2007 г. № 34-ПК (в редакции от 3 сентября 2008 г.), законом Самарской области от 28 декабря 2004 г. № 191-ГД (в редакции от 6 декабря 2007 г.), постановлением Правительства Ульяновской области от 6 марта 2008 г. № 99-П, постановлением Правительства Пензенской области от 4 апреля 2008 г. № 213-П и многими другими органами законодательной и исполнительной власти регионов Российской Федерации.
Установленный проектом постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий в размере 56 кв. м. общей площади жилья на семью из четырех человек и в размере 12 кв. м. общей площади жилья на одного человека в семье из пяти и более человек, ущемляет права граждан и противоречит демографической политике в Республике Татарстан.
В целях повышения уровня социальной защиты малообеспеченных граждан Федерация профсоюзов РТ предлагает:
- снизить региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 21% до 16-18%;
- установить региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, для семьи из трех и более человек, из расчета 18 кв.м. на 1 человека, и, соответственно - определить размеры стандарта для семьи из 4, 5 и более человек.
Предлагаем учесть наши предложения.
Председатель
Федерации профсоюзов
Республики Татарстан Т.П. Водопьянова
|