Главная / Аналитика
28.04.2020
Обращение Всеобщей конфедерации профсоюзов
Президент Всеобщей конфедерации профсоюзов Михаил Шмаков и Генеральный секретарь Всеобщей конфедерации профсоюзов Владимир Щербаков обратились к руководителям объединений профсоюзов независимых государств, международных отраслевых объединений профсоюзов региона с письмом, в котором на основе анализа излагается ряд мер для восстановления экономики, обеспечения здоровья и благополучия людей в современной ситуации. Эти соображения профсоюзы стран региона могли бы использовать при выработке собственных предложений по выходу из кризиса на национальном уровне.

Руководителям объединений профсоюзов независимых государств, международных отраслевых объединений профсоюзов

Уважаемые коллеги!
Сегодня обстановка в независимых государствах региона в связи с пандемией вируса COVID-19 разная, в ряде случаев можно говорить о слабом влиянии пандемии на жизнь, в ряде случаев ее нарастание по плавной кривой дает надежды на ее сворачивание в ближайшие месяцы, в отдельных странах этот вопрос является острым. Но после победы над вирусом в странах региона неизбежно встанет вопрос о выходе из создавшегося кризиса. Ниже на основе анализа намечен ряд мер для восстановления экономики, обеспечения здоровья и благополучия людей в современной ситуации, которые профсоюзы стран региона могли бы использовать при выработке своих предложений на национальном уровне. Учитывая что обстановка в государствах разная, и набор предложенных профсоюзами мер может быть разным.

Сложившаяся к середине 2020 года социально-экономическая обстановка в независимых государствах региона, как и во многих странах мира, свидетельствует о глубоком кризисе, который сопоставим по влиянию с Великой депрессией. Очень серьезное влияние на это оказала глобальная пандемия вируса COVID-19. Но следует учитывать также, что этот фактор действует в комплексе с двумя другими – падением цен на нефть и спадом мировой экономики. Этот кризис системный, и он еще раз обнажил несостоятельность той модели глобализации, которая была навязана миру. Как справедливо отмечено МОТ, кризис выявил громадный дефицит достойного труда, продолжающий существовать и в 2020 году, и показал в каком уязвимом положении оказываются миллионы работающих людей.

Сила кризиса связана с необходимостью перестройки всей системы экономических связей и отношений. Его фундаментальной особенностью является необходимость структурной перестройки мировой экономики, обусловленной сменой технологического и мирохозяйственного укладов.

При этом повсеместное введение карантинных мер и ограничений на передвижение граждан в связи с пандемией дает мощный импульс для развития информационных технологий и вычислительной техники посредством резкого наращивания спроса на услуги электронной торговли, дистанционного образования, оборудования для работы на дому и с удаленных рабочих мест. Ряд государств инвестирует гигантские средства в оборудование городов и общественных мест средствами видеорегистрации и слежения за гражданами, распознавания их личностей, контроля за их перемещением и состоянием здоровья. На этой основе формируются системы искусственного интеллекта, оперирующие большими данными. Однако пока структурной перестройки экономики в странах региона не происходит.

Важно отметить и двойственную природу нынешнего кризиса: удар по экономике нанесен со стороны предложения и со стороны спроса. В этой связи меры, предпринимаемые многими странами региона, выглядят внешне адекватно – нынешний кризис надо заливать деньгами, то есть оказывать помощь, причем прямую материальную помощь как бизнесу, так и трудящимся. А для трудящихся важно, чтобы эта помощь оказывалась по возможности с сохранением его рабочего места и реализацией его основных социально-трудовых прав.

Но как показала практика, многие выбранные формы оказания помощи бизнесу и трудящимся не всегда достигают своей цели. Так, форма беспроцентных кредитов и отсрочки уплаты налогов в целях помощи бизнесу в условиях практически ликвидации многих организаций (предприятий) никак не содействовала сохранению бизнеса. В сложившихся условиях массовым явлением стало увольнение людей, отправление их в неоплаченные отпуска или резкое сокращение заработной паты. На начало мая в большинстве стран региона примерно четыре из каждых пяти работников полностью или частично прекратили работу.

В условиях, когда жизнь приостановилась, люди лишись работы, а источники доходов оказались заморожены, мир труда был подорван. Все основные тяготы кризиса легли на плечи трудящихся, и прежде всего среднего класса, низкооплачиваемых, незащищенных работников. Безработица растет в большинстве стран региона, миллионы рискуют быть отброшенными в нищету, а существующее неравенство лишь растет и углубляется.

Объединения же работодателей во многих странах региона пытаются использовать сложившуюся ситуацию для либерализации трудового законодательства, снижении социальной нагрузки на бизнес. Незамедлительная реакция профсоюзов в странах региона – это осуждение корпоративных хищников, стремящихся извлечь выгоду из кризиса, требование, чтобы все компании не на словах, а на деле уважали права работников, подтверждение приверженности борьбе с ультраправыми силами, чтобы не дать им нажиться на этом кризисе, продолжать подрывать демократию и права человека. Меры поддержки предпринимателей нужно искать в плоскости не трудового, а налогового и бюджетного законодательства. И эти меры нужно искать в формате трёхсторонних консультаций - профсоюзов, бизнеса и власти.

Никто не должен остаться за бортом. Массированные инвестиции в общественное здравоохранение и в сферу по уходу должны обеспечить к ним доступ каждому; права всех работников должны выполняться в полном объеме, и это должно стать центром восстановления, реконструкции и обеспечения устойчивости экономики независимых государств.

Принимаемые безотлагательные меры должны быть ориентированы на человека и основаны на человеческой солидарности. Важно в полной мере использовать все возможности социального диалога между правительствами, организациями работников и работодателей, не раз уже подтверждавшего свою эффективность в поиске действенных, практичных и справедливых ответов на возникшие проблемы. В ходе этой работы профсоюзы могли бы предложить решение следующих задач:
Восстановление макроэкономической стабильности с одновременным выводом экономики независимых государств на траекторию опережающего роста на основе нового технологического уклада.

В этих целях нацелить налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику на повышение инвестиционной активности и народного благосостояния. Провести наращивание денежного предложения как необходимого условия поддержания внутреннего спроса, подъема инвестиционной и инновационной активности. Увеличение денежного предложения требует кардинального повышения эффективности антимонопольной политики в целях подавления инфляции. Наряду с активизацией применения ее стандартных мер по пресечению ценовых сговоров необходимо проведение системной политики регулирования цен. Особо необходимо взять под контроль цены на продукты питания и лекарства.

Предоставление безотлагательной помощи, направленной на поддержку предприятий, сохранение рабочих мест и поддержку доходов. В первую очередь важно поддержать предприятия с передовой технологией, предприятия конкурентоспособных отраслей, строительства, сельского хозяйства.

В условиях спазма деловой активности, вызванной остановкой предприятий, обрушением финансового рынка и обесценением активов целесообразна национализация ряда системообразующих предприятий и узлов инфраструктуры, включая объекты социального и коммунального обеспечения. Не должна допускаться покупка стратегических активов иностранным капиталом за исключением случаев создания совместных предприятий или объединения активов на паритетных началах в целях повышения конкурентоспособности и технического уровня.

Государственные капиталовложения в систему здравоохранения будут вдвойне эффективны, если станут решающим вкладом в преодоление пандемии и создание достойных рабочих мест. Пандемия особо высветила роль государства в организации и финансировании здравоохранения, с учетом этого важно обсудить вопрос ухода от страховой медицины (где она введена) и перехода на бюджетное финансирование этой отрасли. Пора прекратить строить бизнес в здравоохранении, у него другая цель.
Защита систем воспроизводства «человеческого капитала» должна гарантироваться переводом соответствующих статей бюджета в режим защищенных вне зависимости от бюджетных доходов.

Важно усовершенствовать налоговую систему. Среди мер можно было бы рассмотреть: а) введение налога на вывод капиталов в оффшоры, доходы от крупных банковских вкладов; б) устранение льготного налогообложения прибыли от финансовых операций, а также введение налога на валютные спекуляции (так называемый «налог Тобина») в размере 0,01% от суммы транзакции. Данная мера будет необременительной для финансовых транзакций в производительных целях, а деятельность финансовых спекулянтов сделает почти убыточной. Это защитит финансовый рынок от спекулятивных атак; в) введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан с освобождением от уплаты налога с доходов в размере минимальной оплаты труда и ниже и повышением ставки на сверхдоходы и др.

При появлении первых признаков улучшения экономической ситуации не поддаваться искушению прибегать к мерам строгой экономии и налогово-бюджетной консолидации, поскольку это может стать препятствием для полного и устойчивого восстановления экономики.

Кроме адекватной денежно-кредитной политики, антикризисная стратегия должна включать активную промышленную политику, стимулирующую «точки роста» в общей депрессивной среде.

В рамках СНГ и ЕАЭС должна быть согласованность действий в поддержку хозяйственных связей в регионе и неключевых глобальных цепочек и поставок в целях поддержания бизнеса и источников доходов трудящихся.

Все стимулирование экономики должно быть направлено на обеспечение полной продуктивной занятости, создание безопасных достойных рабочих мест. Использовать первоначальный период кризиса, когда возросла безработица, для переподготовки и повышения квалификации кадров. Обеспечить должную защиту безработных.

Повсеместно должна быть установлена минимальная заработная плата (МРОТ) не ниже прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета. В неё не должны включаться компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Сохранение трудовых прав и гарантий. Не допускать изменения трудового законодательства в сторону либерализации и дерегулирования рынка труда.

С учетом складывающейся ситуации по пандемии в рамках ЕАЭС необходимо принятие решений по обеспечению гарантий гражданам государств, работающим на территории других стран Союза; в рамках СНГ необходимо совершенствование в целом миграционной политики.

Необходимо также создание стратегических резервов основных сырьевых товаров, продовольствия и лекарств в целях поддержания производства и импорта критически значимых товаров в достаточных для стабилизации цен объемах. Особое внимание должно быть уделено продовольственной безопасности и обеспечению питьевой водой. В необходимых случаях организовать выдачу продовольственных наборов.

Совершенствование системы здравоохранения. Обеспечение доступа всех граждан независимых государств региона к качественной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, надлежащим эффективным лекарственным средствам. Предложить перейти на бюджетное финансирование здравоохранения и уйти от страховой медицины (где она введена), которая по существу является бизнесом, возведя в приоритет профилактику, лечение и медицинское обслуживание всех граждан независимых государств и выделение из бюджета на эти цели средств в размере не менее 5% ВВП.

Распространение мер социальной и экономической поддержки на профсоюзы и их объединения как институты гражданского общества, которые столкнулись с сокращением финансирования, осуществляемого с членских взносов от зарплаты и использования имеющегося имущества.

Решение этих и ряда других задач будет иметь решающее значение для восстановления экономики, обеспечения здоровья и благополучия граждан независимых государств региона. Они непосредственно скажутся на том, как будет развиваться кризис, а значит, и на жизни миллионов людей. Правильные меры помогут смягчить его последствия и быстрее залечить нанесенные им раны. Восстановление разрушенного должно быть нацелено на то, чтобы будущий порядок был более надежным, справедливым и устойчивым, чем тот, при котором был допущен этот кризис. Успешное решение поставленных задач возможно, когда правительства работают над преодолением кризиса вместе с предпринимателями и профсоюзами. И это должно привести к такой экономике, где на первом месте будут стоять интересы людей.

Президент ВКП М.В.Шмаков,
Генеральный секретарь ВКП В.П.Щербаков
Москва, 28 апреля 2020 г.

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007