Главная / Аналитика
04.02.2020
Как будет выглядеть обновленная Конституция (анализ газеты "Солидарность")
О чем речь?

Президент Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию 15 января анонсировал изменения в российской Конституции. А уже 23 января Госдума приняла в первом чтении внесенный главой государства соответствующий законопроект. В документе предлагается внести поправки в 22 статьи Основного закона. Многие из них касаются перераспределения ролей и полномочий между органами власти, некоторые – социальной сферы. Перед вторым чтением законопроект может обрасти еще большим количеством предложений: например, только членские организации ФНПР разработали несколько десятков поправок к Конституции. Из-за обилия поступающих идей спикер Госдумы Вячеслав Володин даже не исключил возможную отсрочку второго чтения, которое пока намечено на 11 февраля, на более поздний срок. И пока в Госдуму поступают все новые и новые предложения по изменению Конституции, «Солидарность» доступно рассказывает, что именно было одобрено депутатами в первом чтении.

МРОТ на уровне прожиточного минимума

Изменения социальной направленности вносятся в главу III Конституции «Федеративное устройство». Так, ст. 75 дополняется п. 5:

«В Российской Федерации гарантируются минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом».

Норма о минимальном размере оплаты труда уже закреплена в ст. 133 Трудового кодекса. МРОТ устанавливается в начале нового года на уровне прожиточного минимума на второй квартал предыдущего (который, по статистике, имеет самое высокое значение за год). Перенос нормы в Конституцию как бы повышает ее «статус». Отметим: заодно тогда было бы логичным перенести в Конституцию и решение КС о том, что в МРОТ нельзя включать компенсационные и стимулирующие надбавки. Но, как было сказано выше, еще не вечер.

Что же касается индексации социальных пособий и выплат, то сейчас решение о ней каждый раз принимает правительство. Выходит, что после внесения поправок в Конституцию оно будет обязано это делать автоматически. Другое дело, что размер и методика индексации останется в ведении чиновников.

Индексация пенсий

В ту же ст. 75 вносится следующий новый пункт, шестой: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом».

При обсуждении вопроса в Госдуме 23 января депутат Михаил Тарасенко («ЕР») поинтересовался у сопредседателя рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию Талии Хабриевой, коснется ли индексация работающих пенсионеров (для них она не проводилась с 2016 года). И получил, по сути, формальный ответ, повторяющий текст поправки: «Осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом». Повторимся и мы: согласно действующему порядку, работающие пенсионеры индексации не видят. Так что предложенная норма представляется несколько размытой или, по крайней мере, ничего не меняющей из-за отсылки к федеральному законодательству, которое легко можно поменять в ту или иную сторону.

Напомним, что за «разморозку» индексации пенсий работающим пенсионерам последовательно выступает ФНПР.

Российский закон весомее международного

В той же главе о федеративном устройстве меняется ст. 79. В новом варианте она будет выглядеть так:

«Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

В Госдуме объясняют коротко и просто: «Не будут подлежать исполнению решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Данное противоречие должно быть установлено Конституционным судом». А вот еще проще: если КС решит, что международные обязательства исполнять не надо, то Россия их исполнять и не будет. (Подобные «отношения», к слову, уже действуют, например, между Верховным Судом и решениями Европейского суда по правам человека.)

С одной стороны, нововведение вроде бы усиливает независимость России на международной арене. С другой, «точечно» эта независимость будет зависеть от решений КС. Который сам будет, согласно другой поправке, зависеть от президента (см. ниже), а значит, вполне вероятно, от политической конъюнктуры. В этой связи не может не волновать, например, дальнейшее исполнение ратифицированных Россией конвенций Международной организации труда.

Полномочия президента

Множество изменений вносится в ст. 83 (глава IV) – о полномочиях президента Российской Федерации. Конкретно – о том, кого и по чьему представлению/согласию он назначает и освобождает от должности. Например, если сейчас он назначает премьера «с согласия Государственной Думы», то новая формулировка звучит так: назначает премьера, «кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности».

То есть утвердить-то Дума утвердит, но вносит кандидатуру все равно сам президент. Как и увольняет, причем уже без всякого «утверждения» депутатами такого решения. То же касается «утверждения» вице-премьеров и некоторых министров (кроме «силовиков») по представлению премьера. В общем, восторги по поводу «укрепления роли Госдумы», мягко говоря, преждевременны.

«Усиление» Совета Федерации

Главы силовых ведомств, включая министра иностранных дел и региональных прокуроров, будут назначаться президентом по итогам «консультаций» с Советом Федерации. Кроме того, сенаторам дадут право на «прекращение по представлению президента полномочий судей Конституционного суда, Верховного Суда, судей кассационных и апелляционных судов — в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи». То есть то, о чем и говорилось выше: судьи, включая членов КС, будут зависеть от «представлений» президента о недостойных поступках. Кстати, представлять в Совфед кандидатуры судей для назначения будет тоже президент. Почти то же самое относится к генпрокурору и прокурорам регионов, которых глава государства будет назначать «после консультаций» с СФ.

Казалось бы, роль Совета Федерации действительно возрастает. Однако оснований считать, что сенаторы станут отклонять предложения президента, откровенно мало. Дело в том, что в Совфеде 187 мест, и 85 человек представляют органы исполнительной власти регионов. Проще говоря, губернаторов – которые сами могут в любую минуту лишиться своих постов по желанию главы государства, хотя бы с формулировкой «в связи с утратой доверия». Еще 17 человек в СФ может назначить сам президент как своих представителей. То есть 102 человека – большинство – потенциально будут согласны со всеми его предложениями.

Госсовет

Та же ст. 83 дополняется новым пунктом, согласно которому президент «формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом».

Согласно президентскому указу от 1 сентября 2000 года, Госсовет - это неконституционный совещательный орган при главе государства. Он «рассматривает насущные политические вопросы страны; не является органом государственной власти, поскольку не обладает властными полномочиями». Судя по тексту поправки, в случае принятия новой редакции Конституции Госсовет может приобрести более существенные полномочия, которые сейчас осуществляет, по большому счету, Администрация президента. Но что это будут за полномочия и каков будет вес Госсовета в будущем, можно будет судить только после принятия соответствующего федерального закона. Как бы то ни было, раз состав советников будет формировать президент, то он же по факту и будет главным в «новом» органе власти, даже если формально входить в него не будет.

Конституционный суд

Выше уже говорилось о системе назначений и отставок членов КС. Но высшего законодательного органа страны коснутся и другие изменения. Так, судей в нем станет всего 11 вместо нынешних 19. В пояснительной записке к законопроекту ничего не говорится о необходимости такой меры – этот пункт там не упоминается вообще. Однако странно предполагать, что количество судей КС сокращается, например, из соображений экономии бюджета. Возможно, меньшим числом людей удобнее управлять, но это предположение пока что следует отнести к сфере туманных догадок.

Есть еще одно нововведение: по запросу президента Конституционный суд будет проверять конституционность принятых парламентом законов до их подписания главой государства. С одной стороны, это выглядит как правильная «упредительная» мера. Зачем подписывать закон, если он вдруг (пройдя через экспертизу правительства, правового управления и профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации) окажется неконституционным?

В самом КС еще не комментировали затеянную конституционную реформу. В Госдуме положение о проверке законов до их подписания президентом подают как усиление роли суда. А бывший федеральный судья Сергей Пашин, например, считает наоборот. По его мнению, в результате КС может быть «завален» не самой важной работой. Кроме того, эксперт настаивает на том, что «неконстуционность» закона должна обнаруживаться исходя из практики его применения. Если же судьи сначала дадут зеленый свет, а потом закон окажется «плохим», то тем же судьям придется признавать свою недальновидность. Или не признавать, что еще хуже.

Цензы для депутатов и госслужащих

В Конституции предлагается закрепить законодательное положение о членах Совета Федерации: ими, как и сейчас, смогут стать россияне, достигшие возраста 30 лет. То же касается и депутатов, которые могут занять свое кресло с 21 года. Вводится возрастной ценз для руководителей федеральных органов исполнительной власти – 30 лет. Судьей можно будет, как и сейчас, стать в 25 лет. Парламентариям, а также членам правительства и «иным руководителям федеральных органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъекта РФ, руководителям федеральных государственных органов, судьям» будет запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране.

Похожие требования затронут и кандидатов в президенты. Они должны постоянно проживать в России не менее 25 лет и также не иметь иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем – вообще никогда в жизни. Исключение в этих правилах сделано только для жителей Крыма и Севастополя, которые стали россиянами совсем недавно. 

Источник: Солидарность

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007