Главная / Аналитика
20.09.2018
Заявление профсоюзной двадцатки (L20) к заседанию министров труда и занятости группы 20 (Мендоса, Аргентина – 6-7 сентября 2018 года)
Показатели роста глобальной экономики несколько улучшились, однако подавляющее большинство людей в мире по-прежнему находятся в ожидании повышения уровней безопасности, заработной платы и социальной защиты. Степень неравенства достигла исторического максимума и продолжает расти без каких-либо признаков ослабления, а заработная плата наемных работников находится в стагнации по сравнению с производительностью труда и прибылями. В настоящее время восемь миллиардеров накопили такое же богатство, как беднейшая половина населения мира, а всего 50 компаний обладают совокупным доходом, эквивалентным доходу 100 стран. Концентрация богатств возрастает. Ситуация еще больше усугубляется бизнесом в цифровой экономике в плане захвата рынков и роста нестандартной занятости.

Достойный труд не является реальностью для подавляющего большинства населения мира, а конкуренция между странами с тенденцией к понижению заработной платы и ухудшению условий труда оказывает пагубное воздействие на источники существования наемных работников. Лишь 28% населения мира имеют доступ к всеобъемлющим системам социальной защиты, а недавние меры правительств по сокращению расходов в сочетании с ростом нестандартных форм труда еще больше угрожают адекватности и доступу к социальной защите.

Наиболее пострадали трудящиеся женщины, на которых ложится основная доля бремени неоплачиваемой работы по уходу. Вклад женщин в глобальную экономику составляет около 10 трлн. долл. США за работу по найму и примерно такую же сумму за неоплачиваемую работу по уходу. Однако участие женщин приостановилось, а гендерное неравенство на рынке труда сохраняется. Таким образом, высокая безработица среди молодежи в сочетании с концентрацией молодых людей на низкооплачиваемых нестандартных рабочих местах представляет угрозу достойному труду в будущем для всех.

В то же время продолжающееся изменение климата сегодня угрожает выживанию и средствам к существованию миллионов людей из-за экстремальных погодных явлений, таких как засухи, ураганы и наводнения. Мир нуждается в огромных инвестициях и координации политики для достижения справедливого перехода к низкоуглеродной экономике. Аналогичным образом стремительные технологические перемены требуют нового регулирования и инвестиций в рабочие места, рамочные программы справедливого перехода для обеспечения полной занятости.

Такие тенденции подрывают социальную справедливость, способствуют росту бедности и социального отторжения, угрожают социальной сплоченности. Они также подрывают устойчивый, всеобъемлющий экономический рост в долгосрочной перспективе. Ничто из этого не является неизбежным. Правительствам вместе с социальными партнерами под силу эффективно решать эти сложные проблемы.

Группа 20 брала на себя определенные обязательства, касающиеся принятия мер в отношении этих проблем, но трудящиеся не увидели ощутимых результатов. Сейчас профсоюзы призывают министров труда и занятости, собравшихся в Мендосе, выполнять, углублять и расширять рамки прошлых обязательств посредством:
• установления минимального размера оплаты труда, основанного на стоимости жизни и корректируемого в зависимости от нее;
• содействия свободе ассоциации и коллективным переговорам, в частности, о заработной плате, и принятия мер по расширению охвата коллективными договорами;
• укрепления и инвестирования во всеобъемлющие системы социальной защиты;
• избавления глобальных цепочек поставок от нестандартного, неформального, рабского и детского труда, а также обеспечения ответственности компаний за свои обязательства перед работниками, в том числе путем надлежащего соблюдения прав человека во всей своей деятельности;
• решения проблемы изменения климата и внесения вклада в реализацию целей Парижского соглашения по климату посредством развития и осуществления стратегий по справедливому переходу к низкоуглеродной экономике;
• подготовки наемных работников к справедливому переходу к цифровому будущему сферы труда. Это следует делать, в частности, путем
(i) содействия социальному диалогу об использовании технологий и о потребностях в инвестициях, трехстороннем управлении фондами для финансирования перехода и обучения;
(ii) укрепления и адаптации систем социальной защиты;
(iii) принятия упреждающих мер для обеспечения того, чтобы нестандартные формы труда не использовались для ухода от ответственности перед работниками, и чтобы работники на таких рабочих местах пользовались всеми трудовыми правами: для этого коллективные переговоры должны быть неотъемлемым механизмом социального диалога и совместного созидания мира и социальной справедливости;
• содействия гендерному равенству на рынке труда, широкому инвестированию в экономику по уходу и обучение с целью создания новых рабочих мест и возвращения миллионов других трудящихся в формальный сектор;
• решения проблемы сохраняющихся высоких уровней безработицы среди молодежи, в том числе посредством активной политики в отношении рынка труда и инвестиций в формальное обучение, а также принятия мер по повышению спроса на рабочую силу в целом;
• планирования интеграции беженцев и мигрантов, устранения барьеров для социальной интеграции.

Эти требования основаны на свидетельствах того, что реально работает. В недавней записке L20 об экономической и социальной политике «Аргументы в пользу роста, стимулируемого заработной платой», на первый план выдвигается исследование, показывающее, как повышение заработной платы, расширение социальной защиты, укрепление коллективных переговоров и сокращение неравенства могут повышать уровень занятости, квалификацию, сокращать неформальные формы труда, повышать совокупный спрос, а также содействовать общему экономическому развитию и росту.

Выполняя свои обязательства, Министры труда и занятости Группы 20 могли бы помочь в реализации Целей устойчивого развития и, в частности, цели ликвидации нищеты (ЦУР1), цели обеспечения всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех (ЦУР4), цели обеспечения гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек (ЦУР5), цели содействия экономическому росту и достойному труду (ЦУР8) и цели снижения уровня неравенства (ЦУР10.)

1. Решение проблемы понижающейся доли труда в доходах посредством роста заработной платы и коллективных переговоров

Стагнирующая заработная плата и снижение доли труда в доходах являются побочными продуктами глобального роста низкооплачиваемых и нестандартных форм труда, ослабления коллективных переговоров, а также неадекватных или отсутствующих минимальных размеров оплаты труда. Теперь Группа 20 должна сделать качественную занятость, обеспеченную правами и защитой, центральным пунктом своей политической повестки дня. Группа 20 также должна обеспечить выполнение своих прошлых обязательств в отношении доли труда в доходах, включая регулярную корректировку минимального прожиточного минимума, содействие социальному диалогу и заключению коллективных договоров, а также достижение устойчивого роста заработной платы.

В этой связи Министрам труда Группы 20 следует:
• обеспечить для всех работников минимальный размер оплаты труда, основанный на показателях стоимости жизни и установленный вместе с социальными партнерами;
• содействовать ведению коллективных переговоров по заработной плате и условиям труда, добиваясь широкого охвата коллективными договорами, в том числе путем использования механизмов их распространения;
• укреплять национальные структуры социального диалога, если необходимо, при техническом содействии МОТ.

2. Избавление глобальных цепочек поставок от нестандартного, неформального, рабского и детского труда

В резолюции Международной конференции труда 2016 года о достойном труде в глобальных цепочках поставок были признаны пробелы в плане управления и вовлеченности социальных партнеров, которые имеют отличительные, но взаимодополняющие обязанности в плане содействия достойному труду в глобальных цепочках поставок. L20 призывает Группу 20 поддержать юридически обязательный договор ООН о защите прав предпринимателей и прав человека.

В дополнение к этому, Группе 20 следует:
• Развивать законодательство, требующее от компаний надлежащего соблюдения прав человека в своих цепочках поставок, а также обеспечить надежные механизмы рассмотрения жалоб и доступ к средствам правовой защиты;
• Распространять ответственную практику закупок и запрещать компаниям размещать заказы ниже себестоимости продукции;
• Сотрудничать с МОТ и ОЭСР с целью продолжения их работы над принципами надлежащего соблюдения прав человека во всех секторах;
• Поощрять транснациональные коллективные переговоры и международные рамочные соглашения, а также изучать законодательные альтернативы, которые бы делали возможным исполнение таких соглашений;
• Создать обязательное для исполнения законодательство, предусматривающее совместную ответственность транснациональных корпораций за нарушения, совершенные в их цепочках поставок.

3. Эффективное решение проблемы изменения климата и обеспечения справедливого перехода к низкоуглеродной экономике

Масштаб промышленных преобразований, необходимых для соответствия целям Парижского соглашения в отношении климата, огромен, но реалистичен. Переход к низкоуглеродной экономике, которая поддерживала бы повышение температуры на уровне ниже 2С, требует не только массивных инвестиций в новые и модернизированные рабочие места, обучение навыкам, перемещение в новые сектора, но и гарантий доходов и пенсионного обеспечения. Социальный диалог и коллективные переговоры являются центральными элементами справедливого перехода, дающие социальные и экономические результаты, которые лучше работают на благо каждого, укрепляя согласие и облегчая осуществление политики.

Мы призываем к налаживанию координации между Министрами труда и занятости и Министрами экологии и энергетики с тем, чтобы:
• поддерживать эффективную политику в области изменения климата и содействовать ее осуществлению мерами по обеспечению занятости в расчете на отраслевые реформы, развития зеленых секторов и профессий, а также мерами по социальной защите в соответствии с Руководством МОТ по справедливому переходу к экологически устойчивой экономике и обществу для всех;
• адаптироваться для решения проблем воздействия изменения климата на наемных работников, их семьи и общины, включая влияние усиливающейся жары и других экстремальных погодных условий на условия труда.

4. Гарантирование достойного труда в цифровой экономике

L20 настоятельно рекомендует связать политику на рынке труда с будущим сферы труда в рамках политики «справедливого перехода» к цифровой экономике. Такие рамки могут включать в себя создание программ страхования и обучения под совместным управлением в сочетании с всеобщими и стабильными системами социальной защиты. Государствам следует адаптировать и обеспечивать исполнение правовых норм, а также брать на себя обязательства по дополнительным инвестициям в ближайшее время с целью регулирования аспектов цифровизации, связанных с обеспечением занятости. Это необходимо делать во всех секторах в диалоге с социальными партнерами для нахождения адресных решений и обеспечения возможностей перехода для всех наемных работников.

Министрам труда и занятости Группы 20 следует:

• добиться согласованности политики в отношении дискуссий о будущем сферы труда и финансовым треком Группы 20, включая Рабочую группу по рамкам перехода и Целевую группу по цифровой экономике, для решения проблем, связанных с разрывом между инвестициями и производительностью, переводом рабочих мест, а также с региональными, гендерными и социальными аспектами цифрового неравенства;
• одобрить рамки «справедливого перехода» к цифровизации, включая параметры, касающиеся внедрения новых технологий и финансирования, чтобы обеспечить наемным работникам возможность сохранить работу или сменить ее на аналогичную, но более высокого качества;
• стимулировать новые коллективные договоры, содержащие положения об обучении и продолжительности рабочего времени;
• повысить степень прозрачности, защиты и владения данными сотрудников для предотвращения наблюдения и контроля, а также добиваться того, чтобы положения о защите данных составлялись с участием социальных партнеров;
• бороться со всеми формами дискриминации работы как в интерактивном, так и в автономном режиме посредством соблюдения принципов равенства;
• избегать регулирования глобальной Интернет-торговли товарами и услугами посредством включения статей об Интернет-торговле в торговые соглашения, чтобы не ограничивать способность государств издавать законы, принимать меры и координировать глобальную политику в целях обеспечения единых правил игры между цифровой и традиционной экономикой.

4А. Заполнить пробелы в нормативно-правовом регулировании для платформенных работников

Общепризнанными являются вызовы, связанные с качеством рабочих мест и гарантий доходов работников Интернет-платформ, как выполняющих физическую работу на местах, так и дешево выполняющих небольшую часть проекта, в котором задействовано много исполнителей (краудворкеры). Многие поставщики платформ, исходя из масштаба своей деятельности, не имея массовых бизнес-моделей, переступают границы законодательного регулирования, в результате чего работники попадают в ловушку нестандартных форм труда. L20 приветствует предварительные дискуссии Группы 20 по этому вопросу и настоятельно рекомендует Министрам занять твердую позицию в отношении соблюдения трудовых прав и разработки принципов, касающихся труда в платформенной экономике. Профсоюзное движение призывает к созданию благоприятных условий для выражения мнений наемных работников и политических решений, направленных на:
• обеспечение соблюдения трудовых прав и национального законодательства, предоставление всем платформенным работникам возможности организации в профсоюзы, участия в социальном диалоге и ведения коллективных переговоров посредством пересмотра законов о конкуренции и определения ответственности поставщиков платформ, а также трудовых отношений;
• обеспечение равных условий игры на цифровых рынках, и при необходимости местного присутствия с целью ликвидации теневой или скрытой экономической деятельности и обусловливания доступа к рынку критериями справедливого участия во внутренней экономике;
• укрепление систем регулирования, гарантирующих соблюдение обязательств бизнеса перед государствами (налогообложение), систем социальной защиты (социальные взносы) и обучения (наемных работников);
• достижение того, чтобы платформенные и другие работники, которые фактически зависят от одного или группы работодателей, имели право на трудовые договоры и на вознаграждение по крайней мере на уровне минимальной заработной платы и в соответствии с отраслевыми стандартами;
• обеспечение того, чтобы на платформенных работников распространялись нормы охраны труда, и чтобы они имели адекватное социальное обеспечение, включая пенсии, страхование на случай безработицы и медицинское страхование, обучение, минимальный оплачиваемый отпуск по болезни, оплачиваемый отпуск и родительский отпуск, установленные законом услуги по уходу, а также гарантированные права свободно вступать в профсоюз и предпринимать коллективные действия;
• содействие конфиденциальности, защите и прозрачности данных, собираемых поставщиками платформ; предоставление работникам индивидуального права запрашивать данные и удалять рейтинги в Интернете;
• развитие посредничества и должных правовых процедур как основной обязанности поставщика платформ по урегулированию споров между платформенными работниками, поставщиками платформ и потребителями, а также по обжалованию негативных рейтингов;
• работу над международным соответствием определений, а также сбор данных о платформенном труде, а также над международными рамками для работников трансграничных платформ.

4В. Развитие навыков будущего уже сегодня

L20 приветствует работу Группы 20 в области образования и занятости, а также создание Рабочей группы по вопросам образования и совместную встречу Министров в этом году. В частности, Группе 20 следует координировать политику и обсуждать лучшие практики в области управления и финансирования в целях повышения качества и доступности образования и профессиональной подготовки. Системы регулирования должны предусматривать сотрудничество между представителями работодателей и наемных работников. Такое сотрудничество в развитии навыков, ученичества и обучения взрослых обеспечивало наилучшие результаты и должно расширяться.

Министрам труда и занятости Группы 20 следует:
• расширять стратегию Группы 20 в отношении развития профессиональных навыков, включая связи со всеми образовательными уровнями, техническими потребностями по каждой профессиональной группе или направлению подготовки, а также более широкое видение обучения в привязке к культуре труда, здоровью, безопасности и экологии, ценностям граждан и возможностям их самодостаточного развития;
• инвестировать в расширение доступа к качественному государственному образованию и профессиональному обучению с целью обеспечения их всеобщей доступности, уделяя особое внимание молодежи из социально незащищенных слоев населения и мигрантов;
• подключать представителей работодателей и наемных работников к управлению системами развития навыков, ученичества и обучения взрослых;
• разрабатывать и осуществлять меры, содействующие доступу и возможностям обучения для женщин;
• расширять масштабы промышленной политики на национальном, региональном и отраслевом уровнях, инициируя прогнозирование спроса на навыки и соответствующим образом пересматривая потребности в финансировании;
• выполнить обязательства Программы-2030 в области образования и к 2030 г. обеспечить равный доступ для всех женщин и мужчин к качественному техническому, профессиональному и высшему образованию, в том числе к университетскому;
• создать системы признания предшествующего обучения в неформальном секторе экономики (как это изложено в обязательствах в Приложении Б, принятых на заседании Министров труда и занятости в Мельбурне).

4С. Содействие формализации трудовых отношений и регулированию нестандартных форм труда

Неформальный характер труда в традиционной экономике по-прежнему весьма распространен во всем мире, а в некоторых странах Группы 20 доля неформального сектора экономики оценивается в пределах 30-50% рабочей силы. Неформальный труд оказывает разрушительное воздействие, усугубляя бедность и экономическую неуверенность, поскольку эти работники, как правило, лишены всех трудовых прав, в том числе на минимальную заработную плату, обеспечение занятости, охрану труда, а также на социальную защиту, свободу ассоциации и коллективные переговоры.

Параллельно нестандартные формы труда распространились в такой степени, что в некоторых странах Группы 20 число нестандартных рабочих мест превысило число постоянных. Такое развитие событий отчасти связано с недавними правительственными реформами, направленными на придание большей гибкости рынку труда несмотря на отсутствие доказательств преимущества такой гибкости, и которые в итоге привели к ухудшению положения трудящихся. Это также объясняется тем, что правительства не могут эффективно реагировать и регулировать новые формы труда. (см. раздел 4А о платформенных работниках).

С этой целью Группе 20 следует учитывать Рекомендацию МОТ № 204 «Переход от неформальной к формальной экономике», и в соответствии с Приложением Б, принятом на заседании Министров труда и занятости в Мельбурне, Группе 20 следует выполнить свои обязательства, а именно:
• создавать стимулы и развивать преимущества эффективного перехода к формальной экономике, в том числе посредством облегчения доступа к финансированию, справедливых трудовых отношений, образования и профессиональной подготовки, а также прав собственности;
• обеспечить гарантии достойного труда, включая основополагающие принципы и права в сфере труда, доступ к адекватной социальной защите для всех, в том числе для работников неформального сектора экономики;
• разработать всеобъемлющие национальные планы действий по повышению качества занятости с учетом отраслевых, региональных, национальных особенностей и сильных сторон, включая четкие цели и этапы реализации, сроки для достижения целей и процесс экспертной оценки с участием социальных партнеров Группы 20, также в соответствии с принятым на заседании Министров труда и занятости в 2015 году Приложением IV «Руководящие принципы Группы 20 по содействию качественным рабочим местам»;
• совершенствовать образование и повышать степень осведомленности о правах наемных работников;
• укреплять системы инспекции труда для обеспечения соблюдения трудового законодательства и регулирования на рабочих местах.

4D. Поддержка рабочей силы с обеспечением социальной защиты

На заседании Министров труда и занятости Группы 20 следует активизировать усилия по выполнению своих прошлых обязательств, касающихся социальной защиты. В связи с аспектом цифровизации Группе 20 следует усилить приверженность социальной защите, адаптировать и обновлять существующие системы с тем, чтобы они развивали возможности трудоустройства и интеграции наемных работников. На заседании Министров труда и занятости Группы 20 не следует упускать возможность включить вопросы устойчивости систем социальной защиты в повестку дня финансового трека, в частности, изучить инновационные способы обеспечения ресурсами для функционирования систем социальной защиты в экономике будущего.

На заседании Министров труда и занятости Группы 20 следует:
• признать право человека на социальную защиту и роль социальной защиты как ключевой составляющей справедливого будущего сферы труда;
• увеличить масштабы и охват социальной защитой, имея в виду обеспечение всеобщего доступа, в том числе в неформальном секторе экономики;
• обеспечивать адекватное, предсказуемое финансирование системы социальной защиты, используя прогрессивное налогообложение, справедливую долю взносов работодателей и инновационные финансовые решения – для этого на заседании Министров труда и занятости Группы 20 следует обратиться к Финансовому треку с предложением принять меры, которые гарантировали бы новые формы финансирования, в частности, посредством:
 признания того факта, что технический прогресс должен приносить пользу всем, и введения глобально координируемого налога на технологически обусловленную производительность (налог на роботов);
 признания того факта, что электронные персональные и неперсональные данные являются национальным достоянием и индивидуальной собственностью, и введения налога для хозяйствующих субъектов, которые собирают и обрабатывают большие объемы данных (налог на данные);
 создания модельной нормативной базы Группы 20 для составления планов социальных взносов, подлежащих взиманию с групп работодателей;
• добиваться, чтобы работодатели, предлагающие атипичные формы занятости, в том числе платформы, брали на себя ответственность за их трудовые отношения и вносили свой вклад в виде соответствующих социальных взносов.

В соответствии с Приложением А, принятом на заседании Министров труда и занятости в Бад Нойенаре (Германия) в 2017 году, Группа 20 должна выполнить свои обязательства, а именно:
• обеспечить недопущение дискриминации, справедливое обращение и равные права в сфере труда между работниками с различными видами трудовых договоров, включая нестандартные формы занятости;
• способствовать переходу работников на другие рабочие места с сохранением пособий и льгот в различных видах занятости и других странах;
• модернизировать функционирование и управление системами социальной защиты.

5. Содействие гендерному равенству на рабочем месте

В заявлении о гендерном равенстве следует подчеркнуть приверженность правительств стран Группы 20 решению проблемы многомерной природы неравенства, а также развитию и координации политики, направленной на сокращение гендерного разрыва в участии на рынке труда и в оплате труда, повышению качества занятости для женщин. Следует признать роль социальных партнеров и коллективных переговоров в обеспечении равной оплаты за труд равной ценности; также следует осуществлять и вести мониторинг целевого показателя, установленного в отношении представительства женщин на рынке труда в странах Группы 20 до 2025 г.

Низкий уровень представительства женщин на рынке труда связан с отсутствием инвестиций и политических мер в отношении услуг по уходу. Инвестирование в доступные и дешевые государственные услуги по уходу будет способствовать участию и достойным условиям труда, которые позволят улучшить баланс между трудовой деятельностью и личной жизнью.

Международное профсоюзное движение удовлетворено тем, что продолжается работа по достижению гендерных целей и, в частности, решению проблемы гендерного разрыва в оплате труда, повышению представительства женщин на рынке труда и достижению лучших условий труда. Мы подчеркиваем, что инвестирование в экономику по уходу имеет огромный потенциал для достижения этих целей и цели 25х25.

Группе 20 следует активизировать усилия с целью:
• инвестирования в экономику по уходу для формализации рабочих мест и создания новых рабочих мест (цель 25x25), а также для оплачиваемого отпуска по семейным обстоятельствам для женщин и мужчин в целях обеспечения лучшего баланса между трудовой деятельностью и личной жизнью для работников с семейными обязанностями и беспрепятственного карьерного роста для женщин;
• осуществления мер по борьбе с дискриминацией и за равную оплату труда, осуществления правовой защиты и совершенствования инспекции труда с целью устранения гендерного разрыва в оплате труда и дискриминации женщин при найме на работу, продвижении по службе и развитии навыков;
• принятия мер по искоренению профессиональной сегрегации между женщинами и мужчинами, в том числе путем преодоления гендерных стереотипов в образовании и обучении, содействия упреждающему найму женщин в секторах, где они недостаточно представлены.
• обеспечения равного доступа мальчиков и девочек, женщин и мужчин к образованию и профессиональному обучению в течение всей жизни;
• совершенствовать использование технологий, в частности, информационных и коммуникационных технологий с целью содействия расширению возможностей женщин.

6. Подготовка молодежи к будущему сферы труда

Молодые люди сталкиваются с чрезвычайно неопределенными перспективами в будущем. Рост безработицы среди молодежи в глобальном масштабе, все более нестандартный и неформальный характер занятости, изменения в мире труда и растущее неравенство – это лишь некоторые из проблем, с которыми сталкиваются молодые люди в настоящее время. Дискуссии относительно будущего сферы труда не должны фокусироваться исключительно на экономических выгодах от новых технологий и цифровой экономики; они должны также учитывать огромные политические и экономические вызовы, с которыми мы сталкиваемся на уровне общества.

Мы рекомендуем Министрам труда Группы 20:
• разработать план действий для молодежи с акцентом на проведении активной политики на рынке труда и инвестировании в формальное обучение, которое выходит за рамки Цели Группы 20 для молодежи, потому что одной Цели недостаточно, чтобы преодолеть высокий уровень безработицы и неполной занятости молодежи, а также проблемы молодых люди в неформальной или нестандартной занятости;
• обеспечить тщательный мониторинг и отслеживание таких стратегий, как Инициатива по трудоустройству сельской молодежи (Группа 20, Германия, 2017 год), и одновременно развивать эту инициативу, чтобы решить проблему нестандартной и неформальной занятости, которая особенно затрагивает молодежь;
• ориентировать и контролировать компании, чтобы они предоставляли молодым людям надлежащую информацию, включая раскрываемую информацию, необходимую для поиска работы.

7. Решение проблемы занятости мигрантов и беженцев

Миграция приобретает все большее значение в свете растущего числа людей, перемещенных в результате конфликтов и последствий изменения климата. В рамках Программы устойчивого развития до 2030 г. государства приняли решение создать условия для достойного труда для всех и признали положительный вклад мигрантов в социально-ориентированный рост и устойчивое развитие.

Страны Группы 20 должны подавать пример посредством:
• признания экономического вклада беженцев и мигрантов в глобализацию и национальные экономики, в том числе их роли в противодействии последствиям демографического старения и в содействии долгосрочной устойчивости государственного финансирования;
• принятия беженцев, как это предусматривается Женевской конвенцией;
• принятия мер по реализации принципов Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах;
• учета требований трудящихся о Глобальном договоре по миграции;
• активизации работы над созданием общих критериев для регулирования и управления легальными каналами миграции и потоками беженцев;
• обеспечения основополагающих прав мигрантов и беженцев, в том числе гарантии права на труд, обучение и равное обращение, а также соблюдение антидискриминационных законов;
• создания условий, обеспечивающих правовой статус экономических мигрантов, поощрение их мобильности и вклада в рынок труда, а также недопущение их эксплуатации и нарушения местных трудовых норм наличием неудовлетворительных условий труда;
• оказания поддержки беженцам в получении качественного образования, языковых навыков и профессиональной подготовки наряду с доступом к службам социальной защиты и здравоохранения (включая посттравматическое консультирование);
• принятия незамедлительных мер в отношении детей и подростков без сопровождения.

8. Содействие достойному труду для лиц с ограниченными возможностями

Лица с ограниченными возможностями составляют 15% населения, тем не менее, многие рабочие места не готовы их принимать. Это приводит к высоким уровням безработицы среди лиц с ограниченными возможностями, а те из них, кто трудоустроены, обычно сталкиваются с дискриминацией в оплате труда, допуске к обучению, продвижении по службе и в других аспектах занятости. Закон не всегда в достаточной мере защищает их права, а обеспечение правовых норм, как правило, неадекватно.

На заседании Министров труда и занятости Группы 20 следует:
• содействовать ратификации и осуществлению Конвенции МОТ № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, а также Конвенции ООН о правах инвалидов;
• совершенствовать трудовое законодательство с целью решения проблем, касающихся доступности и удовлетворения потребностей, а также всех форм дискриминации;
• добиваться, чтобы системы социальной защиты разрабатывались таким образом, чтобы они включали в себя и улучшали положение лиц с ограниченными возможностями;
• принять или укреплять законодательство и программы правовой защиты интересов инвалидов соответствующим образом, включая квоты, требования по обеспечению специализированным оборудованием, обеспечение проезда и гибкого графика рабочего времени для возможности оказания медицинской помощи;
• предпринимать действия, которые бы опровергали негативные социальные нормы в отношении людей с ограниченными возможностями;
• проводить структурированные консультации с организациями, представляющими интересы инвалидов, профсоюзами и организациями работодателей;
• начать сбор и разбивку информации о рынке труда по группам нетрудоспособности, чтобы политическое вмешательство в будущем было более эффективным.

Выводы

Группа 20 является ключевым глобальным регулирующим звеном всего процесса. Мир ожидает, что страны Группы 20 будут играть ведущую роль в совершенствовании координации и согласованности экономической и социальной политики, а также в укреплении социального измерения глобализации. Мы подчеркиваем важность более активной координации в каждом государстве, а также важность межгосударственного сотрудничества.

Среди прочих политических тем Группа 20 взяла на себя обязательства, касающиеся доли труда в доходах, справедливых принципов политики в области оплаты труда, прав наемных работников в глобальных цепочках поставок, социальной вовлеченности молодежи, охраны труда и развития навыков. Министры труда не должны терять из виду эти прошлые обязательства, и главным приоритетом должна быть их реализация и углубление работы, уже проделанной в этих сферах.

Навыки и обучение в течение всей жизни, формализация неформального сектора экономики и решение проблемы нестандартных форм занятости; а также расширение социальной защиты – три из тем на период председательства Аргентины – являются необходимыми компонентами «социально-справедливого перехода», такого, который готовил бы трудящихся к будущим рабочим местам, защищая их от системных и личных кризисных явлений, гарантировал устойчивое с экологической, социальной и экономической точек зрения будущее.
***

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007