Главная / Аналитика
12.02.2018
Трудовые отношения переведут в “цифру”
В Госдуме 25 января прошли парламентские слушания на тему “Особенности оформления трудовых отношений в цифровой экономике”. Эксперты трех сторон социального партнерства и представители научного сообщества обсуждали возможность введения электронного кадрового документооборота, включая электронные трудовые договоры и трудовые книжки.

Обсуждение, посвященное переводу оформления трудовых отношений на электронные рельсы, было организовано комитетами Госдумы по экономической политике и по труду. По словам руководителя первого, депутата Сергея Жигарева, цифровизация рынка труда “позволит повысить производительность труда, избежать целого ряда административных издержек и свести на нет неформальную занятость”. Он также отметил, что практика перевода некоторых документов, касающихся кадровых вопросов, в электронный вид уже “распространяется среди крупнейших работодателей”.

Однако, несмотря на оптимизм, депутат отметил: многие граждане опасаются, что мошенникам воспользоваться цифровыми данными будет легче.

Как считает замминистра труда Любовь Ельцова, перехода на “цифру” можно ожидать уже в 2019 - 2020 годах. До конца текущего года планируется разработать соответствующий законопроект, а в феврале следующего - его могут внести в Госдуму. Однако, сообщила чиновница, уже с 2020-го на впервые поступающих на работу граждан, вероятно, будут заводиться только электронные трудовые книжки. Ельцова добавила, что одним из направлений работы Минтруда является создание системы “электронного надзора” для проверок работодателей со стороны Рострудинспекции.

Представители профсоюзов принципиально не против таких новшеств, однако опасаются, что при их введении неизбежно возникнет ряд проблем, решать которые придется на упреждение.

- Бумажная трудовая книжка может иметь если не “конкурентов”, то “партнеров”, но у нее есть и другие задачи (помимо учета мест работы. - П.О.), которые пока по-другому решать нельзя, - напомнила зампред ФНПР Нина Кузьмина. - Юридически трудовая книжка сегодня - единственный законный источник информации о трудовой деятельности для судов. Что заменит в суде трудовую книжку или бумажный трудовой договор? Бумажные распечатки из базы данных? Но тогда получится, что количество каких-то бумажных распечаток, обязательных для хранения, существенно расширится.

Также Нина Кузьмина предложила аудитории вопрос: как без трудовой книжки подтверждать свою квалификацию? Теоретически можно воспользоваться услугами центров подтверждения квалификации, но эта услуга платная. Еще профлидер обратила внимание на то, что перевод любых процессов в электронную форму, пусть даже для удобства самих граждан, требует наличия у них определенного рода техники, и “это не обычный кнопочный телефон”. Это означает “рост расходов работника без роста его доходов”. Помимо всего прочего, в России просто-напросто нет даже законов о ведении архивов в электронном виде и об электронном документе как таковом. Наконец, в профсоюзах считают, что сохранность электронных данных сегодня не гарантирована.

- Первый вопрос: что [будет являться] значимым юридически документом при возникновении трудовых споров? Ответа на этот вопрос пока нет. И до тех пор, пока не будет этого ответа, невозможно отказаться от бумажных трудовых книжек, - уверен председатель ФНПР Михаил Шмаков. - Второй вопрос: кто [будет платить] за квалифицированную или простую цифровую подпись? По нашим данным, надо выложить от трех до пяти тысяч рублей. Компании это просто, а работнику - не просто. Более того, ее надо обновлять раз в год. В законе должно быть указано, что для гражданина это бесплатно.

Представитель Агентства стратегических инициатив Олег Подольский считает, что высвобожденных в ходе цифровизации кадровиков работодатель сможет “перенаправить на более высокотехнологичный, интеллектуальный труд”. Почему не просто на улицу - осталось неясным. Подольский также предложил отображать в электронной трудовой книжке уровень компетенции работника и его достижения на предыдущем месте - чтобы новому работодателю было на что ориентироваться при найме.

Директор Института госуправления Высшей школы экономики Андрей Клименко поделился “субъективным восприятием самих работников” относительно перспективы перевода трудовых отношений в цифровую плоскость. Информация основана на опросе, проведенном им с коллегами в прошлом году. Так, “практически 60% работников” готовы к переменам и считают, что они приведут к уменьшению числа нарушений и облегчат процесс заключения трудовых договоров. Особенно много сторонников цифровизации, по словам Клименко, среди вахтовиков и работающих дистанционно - потому что они наиболее часто сталкиваются с нарушениями со стороны работодателей.

Но что самое интересное, так это результаты опроса неформально занятых: 78% из них “хотели бы заключить трудовой договор в электронной форме”. Это кажется странным: такие люди сами выбрали зарплаты в конвертах, чтобы больше получать на руки, - зачем им вообще какой бы то ни было трудовой договор? Если даже они не оформили официально свои отношения с работодателем под давлением последнего, то что сподвигнет этого работодателя решиться на еще большие расходы? перефразируя почтальона Печкина, “я раньше такой злой был, потому что электронных договоров не было”?

- Трудовое законодательство - оно консервативно. И пока новые тенденции не устоялись, [его] нельзя менять, - подвел итог дискуссии первый зампред комитета Госдумы по труду Михаил Тарасенко. - Это принципиальная позиция, на которой будет стоять комитет.

Источник: Солидарность

На ту же тему:

В Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания «Особенности оформления трудовых отношений в цифровой экономике», организованные совместно Комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов.

В рамках слушаний выступили председатель Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству С. А. Жигарев, первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов М. В. Тарасенко, руководитель фракции ЛДПР В. В. Жириновский, Заместитель министра труда и социальной защиты Л. Ю. Ельцова, руководитель Федеральной службы по труду и занятости В. Л. Вукулов, аудитор Счетной Палаты РФ В.С. Катренко, Председатель Фонда социального страхования РФ А.С. Кигим, директор Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ Д. Л. Кузнецов, Первый заместитель правления Пенсионного фонда Российской Федерации Л. И. Чижик, Председатель ФНПР М. В. Шмаков и др.

Предложенная Минтрудом РФ концепция внедрения электронного документооборота вызвала острую дискуссию у участников парламентский слушаний.

Представители работодателей в лице директора департамента HR-компетенций А. А. Бланкова и директора по персоналу компании «Мечел» Н. О. Трубникова презентовали коллективную позицию российских работодателей.По их мнению, принципиально важно, чтобы решение о переходе на электронный документооборот мог принять только сам работодатель.
Дмитрий Левонович Кузнецов в своем выступлении остановился на основных проблемах, с которыми придется столкнуться сторонам социального партнерства при внедрении электронного документооборота.

Ключевые тезисы выступления директора Высшей школы юриспруденции, ординарного профессора Д. Л. Кузнецова на парламентских слушаниях 25.01.2018

— Предлагаемый Минтрудом вариант реформы можно определить, как «бюрократизацию цифровой экономики в сфере труда».
— Работодатели не готовы к обязательному применению электронного кадрового документооборота.
— Решения о применение электронного кадрового документооборота должно приниматься исключительно работодателем в зависимости от степени его готовности с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).
— Участие государственных структур в процессе реформы должно быть минимизировано, чтобы исключить необоснованную централизацию процессов. Единственное исключение – обеспечение связи электронного кадрового документооборота с формированием пенсионных прав и обеспечение эффективного функционирования системы социального страхования.
— Ключевая задача реформы – снижение затрат и издержек работодателя на ведение кадрового документооборота. При этом принципиально важно избежать необоснованного обязательного дублирования электронного и бумажного документооборота, которое приведет к росту затрат работодателя, а также к увеличению числа работников, обеспечивающих данную функцию.
— Для внедрения электронного кадрового документооборота необходима подготовленная правовая среда.
— Необходимо системное совершенствование трудового законодательства, которое создаст условия для алгоритмизации кадровых процессов и внедрения электронного документооборота в области регулирования трудовых отношений.
— Принципиально важно кардинальное сокращение объема кадрового документооборота, в том числе и прямо вытекающего из требований трудового законодательства.
— Для развития электронного документооборота необходимо минимизировать число ситуаций, требующих использование электронной цифровой подписи.
— Внедрение единой национальной платформы трудовых договоров может привести к уходу в тень значительного числа организаций малого и среднего бизнеса, руководители которых не захотят раскрывать содержание своих кадровых документов на системной основе.
— Электронные трудовые книжки имеют право на существование, но они не должны дублироваться в бумажном формате. Роль электронных трудовых книжек – фиксация опыта работы. В новых электронных книжках должна отсутствовать информация об основаниях увольнения, награждениях и т.п.

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007