Главная / Аналитика
24.07.2017
Выступление Михаила Шмакова, Председателя Федерации Независимых Профсоюзов России на VI Профсоюзном Форуме БРИКС в Пекине
Уважаемые коллеги!
Прежде всего, позвольте поблагодарить наших китайских коллег за хорошую подготовку к VI Профсоюзному форуму БРИКС. Надеюсь, в год китайского председательства нам удастся внести заметный вклад в развитие существующего формата профсоюзной работы и придать ему положительную динамику.
За время, прошедшее после нашей встречи в Нью-Дели, в мире произошло много значимых событий, оказавших влияние на мировую экономику и политику. Причем, как это видно по каждой из стран БРИКС, экономическая повестка дня усложняется и становится все более турбулентной. Эксперты утверждают, что большинство стран БРИКС, кроме Индии (а по некоторым данным и Китая), в 2016 году показали либо снижение объема ВВП, либо демонстрировали «нулевой рост».
В нашей стране экономисты продолжают спорить о росте, исчисляющемся десятыми долями процента, т.е. на уровне статистической погрешности. Мы знаем, что в других странах БРИКС, как и у нас, безработица не стала меньше, и рецессия в целом продолжается. Положение наших членов профсоюзов пока не улучшилось.
Сложно обстоят дела и в сфере международной политики и безопасности. Мы видим, как под давлением политических догм в жертву приносятся принципы экономической свободы; как расширяется санкционное давление на неугодных, возводятся барьеры на пути перемещения товаров; как на замену рыночному ценообразованию приходят картельные сговоры.
Страны БРИКС стремятся обезопасить себя от этой турбулентности, прибегают ко всем доступным мерам самозащиты. Мы видим, как развиваются многосторонние форматы, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как активизируются другие интеграционные сообщества. За прошедший год существенно укрепились двухсторонние отношения между странами БРИКС, в частности, между Россией и Китаем, Россией и Индией, Россией и Бразилией. В год китайского председательства встречи министров, экспертов, исследователей, представителей гражданских и молодежных организаций БРИКС дополняются встречами по вопросам культуры и безопасности.
Кроме того, мы видим, как в разных странах делаются попытки выстроить собственные национальные и международные проекты, целью которых является строительство новых экономических отношений и институтов. В России мы упорно занимаемся диверсификацией своих энерготранспортных систем, намереваемся реализовать Северный и Южный потоки (трубопроводы через Балтийское и Черное моря), активно работаем над освоением арктического маршрута. Мы знакомы с тем, как Китай предлагает расширить технолого-логистическую базу своего экономического присутствия на европейских рынках через реализацию проекта «Один пояс – Один путь».
Ясно, что вызов международному сообществу со стороны старого мирового порядка пробуждает искреннее стремление к строительству нового мироустройства, лишенного прежних недостатков. Для нас очевидно, что развитие интеграционных процессов в БРИКС отвечает нашим общим интересам. В основе интеграции, что очень важно, лежат принципы экономического многообразия и политический суверенитет, что не характерно для старого миропорядка.
Мы понимаем, что несмотря на трудности и оказываемое давление, наши государства стремятся повысить свое влияние на глобальные процессы и экономические решения. Не случайно на повестку дня выходят новые идеи, такие как БРИКС+.
Если кто-то не слышал об этом, то речь идет о платформе интеграционного сотрудничества в области торговли и инвестиций, которая включала бы страны Mercosur, Южноафриканского таможенного союза (SACU), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК), а также соглашение о свободной торговле Китай–АСЕАН (ССТ). В общей сложности в круг БРИКС+ могли бы войти 35 стран.
Все это – мир большой глобальной политики: мы должны его понимать и учитывать. В то же время мы видим, что никто не готовит особого переговорного стола для профсоюзного движения, никто не собирается слушать там голос трудящихся если мы, профсоюзы БРИКС, не найдем каналы и не создадим форматы для эффективного продвижения интересов наших членов.
Мы видим, что встречи министров труда и занятости стран БРИКС пока не стали площадкой для содержательного социального диалога. Нам необходимо активнее заявлять о своей позиции и выдвигать предложения на этом уровне.
Более того, наше участие в министерской встрече в Нью-Дели носило совершенно формальный характер. Несмотря на все наши усилия, нам пока не удалось построить эффективно работающие механизмы системного диалога с правительствами и работодательскими объединениями стран БРИКС.
Отрадно, что в ходе министерской встречи, которая состоится 26 июля в Чунцине, наши китайские товарищи предусмотрели консультации с социальными партнёрами, что позволяет надеяться на закрепление этого механизма социального диалога в будущем.
Российские профсоюзы полагают, что ограничиваться социальным диалогом в трёхстороннем формате профсоюзам БРИКС не следует. Нужно создавать конкретные инструменты влияния на складывающуюся внутри БРИКС экономическую политику.
Давайте проанализируем, какие механизмы и инициативы в рамках БРИКС реально работают в той сфере, которая нас интересует больше всего – в сфере трудовых отношений и экономики.
Мы заметили, что в 2016 году Новый Банк Развития, созданный в рамках БРИКС, вложил в семь инвестиционных проектов 1,5 млрд. долл., а в 2017 году планирует вложить в 15 проектов 2,5–3 млрд. долл. В России инвестиции в размере 100 млн. долл. направлены в строительство нескольких «зелёных» электростанций в одном из северо-западных регионов.
Давайте рассмотрим процедуры, которые обеспечивают инвестиционный процесс, поймем, как принимаются решения и сделаем все возможное для обеспечения стандартов Достойного труда на всех этапах осуществления проектов, финансируемых Новым Банком Развития в наших странах.
Мы попытались вникнуть в процесс принятия решений по инвестированию НБР и увидели, что рекомендации по осуществлению инвестиционных проектов вырабатываются национальными частями Делового Совета, а решения принимаются Новым Банком Развития. Для осуществления цели обеспечения Достойного труда, нам необходимо установление коммуникаций как с Деловым Советом БРИКС, так и с НБР.
Мы провели встречу с руководством российской части Делового Совета и встретили там понимание. Чтобы заручиться общей политической поддержкой мы также проинформировали МИД РФ о наших усилиях, которые также получили одобрение.
На основе проработки порядка согласования инвестиционных процедур, осуществляемых Новым Банком Развития, хотели бы предложить вашему вниманию новую российскую инициативу об установлении отношений с Деловым Советом и Новым Банком Развития по инвестиционным вопросам.
Мы считаем необходимым – путем установления диалога с перечисленными организациями БРИКС и при участии МОТ – добиваться обеспечения стандартов Достойного труда на рабочих местах, создаваемых в результате инвестиций Новым Банком Развития в странах БРИКС и за его пределами. Для этого необходимо:
во-первых, национальным федерациям провести консультации по данному вопросу с соответствующими частями Делового Совета БРИКС в своих странах и заручиться их поддержкой этого начинания;
во-вторых, добиться установления контактов Профсоюзного Форума с Деловым Советом БРИКС и провести с ним консультации по данному вопросу;
в-третьих, установить контакты Профсоюзного Форума с Новым Банком Развития и провести с ним консультации по обеспечению стандартов Достойного труда на вновь создаваемых не его кредиты рабочих местах в странах БРИКС.
Чтобы запустить этот процесс мы предлагаем принять от имени Профсоюзного Форума БРИКС обращение к Деловому Совету БРИКС и Новому Банку Развития и далее решать организационные и содержательные вопросы в рамках подготовки к очередному Профсоюзному Форуму в ЮАР.
Завершая выступление хочу вновь выразить благодарность Всекитайской Федерации Профсоюзов и её председателю товарищу Ли Цзяньго за великолепную организацию нашей встречи и глубокий взгяд на будущее БРИКС, который прослеживается по всей повестке дня VI Профсоюзного Форума.
Благодарю за внимание.

Пекин, 24 июля 2017 года

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007