Главная / Аналитика
17.03.2017
Задержка зарплаты и закон Божий
Поводом для написания данной статьи послужил материал «Папа знает!» , опубликованный в центральной профсоюзной газете «Солидарность»(№9 за 1-8 марта 2017 года). Точнее, не сам материал, а утверждение автора Николая Ненина, что «в Библии тема трудовых отношений отдельно не прописана». Утверждение не совсем верное, а точнее, совсем неверное, поскольку тема труда и платы за него в Библии отражена как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

Своевременная оплата труда наемного работника, без задержек – это важный вопрос ветхозаветного законодательства, текст которого изложен в четырех книгах из Пятикнижия Моисеева (Торы) – книгах Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Справедливое вознаграждение и своевременная оплата – основное требование Синайского законодательства к тогдашнему работодателю. И это в XV-XIII веках до н.э.!
«Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» – так написано в книге Левит (глава 19, стих 13). Здесь задержка зарплаты приравнивается к грабежу. А вот еще: «Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» – это цитата из книги Второзаконие (гл. 24 ст.14-15). Здесь Библия четко обозначает временные границы, когда должна быть отдана заработная плата наемному работнику – пока не зашло солнце. Тут необходимо уточнить, что зарплата в то время была поденной.
Видимо, проблема задержек зарплат в древнем Израиле тоже была серьезной проблемой, ибо у пророка Малахии Господь говорит: «Приду к вам для суда и буду скорым обличителем [...] тех, которые [...] удерживают плату у наемника» (Малахия гл. 3 ст. 5). В книге пророка Иеремии также есть ряд указаний на неотвратимость Божьего наказания за этот грех: «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои – беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» (Иеремия гл. 22 ст. 13).
Важность своевременной оплаты труда наемных работников подчеркивается в том числе и в апокрифических книгах Библии: «Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай ее тотчас» (Товит гл. 4 ст. 14); «Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы» (Сирах гл.34 ст. 22). В последнем случае задержка оплаты за труд вообще приравнена к убийству.
Новый Завет, вместе с естественным положением о том, что «трудящийся достоин пропитания» (Евангелие от Матфея гл. 10 стих 10), подчеркивает: «Трудящийся достоин награды за труды свои» (см. Евангелие от Луки гл. 10 ст. 7; 1 Послание к Тимофею гл. 5 ст. 18), «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» (2 Послание к Тимофею гл. 2 ст. 6).
Новозаветный подход к проблеме задержки оплаты за труд не менее категоричен ветхозаветного: «Плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались, напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Соборное Послание апостола Иакова гл. 5 ст. 4-6). Чем не обращение к иным современным работодателям?
Кроме установлений о вознаграждении за труд мы видим в Ветхом Завете и идею компенсации за потерю работоспособности: «Когда ссорятся (двое), и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший (его) не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его» (Исход гл. 20 ст. 18-19).
Помимо оплаты труда Ветхий Завет категоричен и в вопросе выходных. «А день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих», – постановляет знаменитый Декалог – Десять Заповедей в книге Исход (гл. 20 ст. 10). Здесь подчеркнуто, что право на свободный от любой работы день распространялось не только на свободных евреев, но и на их наемных работников, рабов и даже скот! Причем это правило было незыблемым и его нарушение каралось смертью. И это, еще раз отмечу, почти за полторы тысячелетия до нашей эры!
А ведь еще совсем недавно – в 18-19 веках наемные работники и в России, и на Западе имели очень серьезные проблемы с выходными днями. Если во времена феодализма нормой для крепостных крестьян и ремесленников было вообще не иметь выходных (5-6 дней в неделю работа на поле господина, а один-два оставшихся дня крестьянин вынужден был пахать уже на своем поле). После отмены крепостного права работники приобрели личную независимость, но попали в кабалу экономическую, что выразилось обременением их работой и по воскресеньям.
Целый ряд обществ в Западной Европе и в Америке, возник специально для того, чтобы отстоять рабочим классам воскресный отдых. Одно из таких обществ образовалось в 1861 году в Женеве и имело свои отделения во многих государствах Европы и Америки. В декабре 1886 года депутаты от различных стран съехались на конференцию в Брюссель и обсуждали этот вопрос. Конференция пришла к выводу, что следует признать важное значение воскресного отдыха с социальной, санитарной и нравственно-религиозной точки зрения как для отдельных лиц, так и для целого государства. И это, отмечу, произошло совсем недавно – в 1886 году, более чем через три тысячи лет после появления Десяти заповедей.
Уравнивание в правах со свободными израильтянами раба, наемника и поселенца, которое видим в ветхозаветной заповеди о субботе, это еще одно лишнее подтверждение демократичности Синайского законодательства, а евангельские коррекции к трудовым ветхозаветным нормам, по-новому подчеркивают достоинство человека.
Артем Барабанов, цитаты из Библии даны в синодальном переводе 1876 года

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007