Автоколонны просят поддержки |
Письмо, поступившее в марте этого года в Татарстанский реском Электропрофсоюза буквально с первых строк взывало о помощи: «Мы, водители Альметьевского участка ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис», обращаемся к Вам за помощью и защитой наших прав. Мы неоднократно обращались к другим руководителям нашего предприятия (и устно, и письменно), но все безрезультатно. Видимо решить имеющиеся проблемы без Вашего участия просто невозможно».
Это уже потом, после командировки на предприятие, главный технический инспектор труда рескома Альберт Нафикович Закиров и юрисконсульт рескома Тимур Фаритович Тазетдинов насчитают около десяти серьезных нарушений, существенно влияющих на условия труда и, соответственно ухудшающих состояние здоровья работников объединения… И вот лишь некоторые из выявленных замечаний: «коллективный договор не имеет приложений с соглашением по охране труда, перечнем профессий по обеспечению спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, перечень профессий получающих молоко»; «не укомплектованы штатами по нормативной численности службы охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности и безопасности дорожного движения»; «на базе не работают душевые кабины. Не выделено помещение и не оборудована сушилка спецодежды»» ; водителям, выезжающим в дальние рейсы вместе с путевым листом не выдается маршрутная карта с указанием режима работы и отдыха»… Но даже не эти замечания были основной причиной «зова о помощи». Увы, тенденция такова, что при падающих обьемах производства, сокращении заказов, соответственно снижается прибыль предприятия. За последние месяцы кривая показателя по зарплате на предприятии неуклонно двигалась вниз… В условиях нестабильной экономической ситуации, элементарного выживания, работодатель принимает как правило очень простое, но в тоже время крайне жесткое решение – ликвидировать финансовые проблемы за счет фонда зарплаты, премиальных своих же работников. Из письма водителей: « Мы имеем право за свой труд получать соответствующую зарплату… На деле оказывается, что зарплата рассчитывается по каким-то непонятным принципам». Чтобы было понятно о чем идет речь приведем фразу из постановления Президиума рескома от 31 марта 2010 года: «Считаем, необходимым отметить, что на предприятии наблюдается тенденция снижения заработной платы работников. Например приказ – постановление по ОАО «ТЭФ «КАМАтрансервис» за №505/п от 01.12.2009 г. «Об изменении оплаты труда водителей, занятых на междугородних перевозках» (подготовила Данилова В.В.), в одностороннем порядке, в нарушение требований ст.ст.9,57,72,74, Трудового кодекса Российской Федерации, установил с 01.02.2010 г., для водителей, занятых на междугородных перевозках сдельные расценки за 1 км пробега общего пробега, при загрузке в двух направлениях и сдельные расценки за 1 км пробега с грузом, при загрузке в одном направлении, что повлияло на существенное снижение заработной платы, вышеуказанной категории водителей и является грубым нарушением их трудовых прав и Трудового кодекса Российской Федерации.» Приведем такой факт : в прошлом году в ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» было принято 875 человек, уволилось 243 человека или 21,5% от общей численности работников, из-за снижения уровня заработной платы отмечается большая текучесть кадров. Непосредственное участие специалистов рескома Электропрофсоюз в проверке деятельности предприятия показало, что налицо наличие сразу нескольких факторов нарушения трудовых прав работников предприятия. И права эти, по мнению председателя Татарстанского рескома Электропрофсоюз Халима Ахунзянова в любом случае должны быть восстановлены. Эти примеры свидетельствуют, подчеркнул он, что «ни один факт ущемления интересов членов профсоюза не должен оставаться без внимания, в этом гарантия и суть основной защитной функции самой массовой общественной организации». По итогам проверки фактов, изложенных в письме работниками предприятия, было проведено заседание президиума рескома, с повесткой «О выполнении положений Коллективного договора и соблюдении трудового законодательства в ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис». На «конструктивный разговор» были приглашены генеральный директор, заместитель генерального директора по экономике и финансам, специалисты предприятия. После обмена мнениями и рассмотрения соответствующих документов о нарушениях прав работников, было принято решение о необходимости внесения в Постановление Президиума рескома пункта о незамедлительном пересмотре и отмене принятых ранее документов, существенно ухудшивших материальное положение водителей. Представители предприятия, «под грузом неопровержимых фактов», вынуждены были принять единственно верное решение – восстановить нарушенные права своих работников. 9 апреля в ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» издан приказ № 206, во исполнение которого будет произведен перерасчет заработной платы водителям, занятым на междугородних перевозках, причем один из пунктов гласит: «начисление заработной платы водителям, занятым на междугородних перевозках, с 1.04.2010 г. производить в соответствии с действующим «Положением об оплате труда». Что ж, для коллектива, насчитывающего в своих рядах более тысячи работников, этот пример должен вселить, по крайней мере, уверенность в собственных силах, и, конечно же, надежду на твердую поддержку той общественной организации, членами которой все они являются. Рустам Гилязутдинов, специалист по информационно-аналитической работе рескома «Электропрофсоюз» |