25.04.2019 |
Великий почин. 100 лет коммунистическим субботникам |
![]() В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской партийной ячейки И.Е. Буракова, отмечалось: «Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу – с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно – «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться…». Месяцем позже, 10 мая 1919 года состоялся первый массовый (более двухсот человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта четыре паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.
Именно это событие стало поводом для статьи В.И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду. «Ввиду тяжелого внутреннего и внешнего положения, для перевеса над классовым врагом коммунисты и сочувствующие вновь должны пришпорить себя и вырвать из своего отдыха еще час работы, т. е. увеличить свой рабочий день на час, суммировать его и в субботу сразу отработать 6 часов физическим трудом, дабы произвести немедленно реальную ценность. Считая, что коммунисты не должны щадить своего здоровья и жизни для завоеваний революции – работу производить бесплатно. Коммунистическую субботу ввести во всем подрайоне до полной победы над Колчаком». После некоторых колебаний это предложение было принято единогласно.
В субботу, 10 мая, в 6 часов вечера, как солдаты, явились коммунисты и сочувствующие на работу, построились в ряды и без толкотни были разведены мастерами по местам. Администрация, оставленная для руководства работами, едва успевала подготовить новые, и, может быть, немного преувеличено выражение старика-мастера, что в коммунистическую субботу сделано работы за неделю, против работы несознательных и расхлябанных рабочих.
Ввиду того, что на работах присутствовали и просто искренние сторонники Советской власти и ожидают наплыва таковых на будущие субботы, а также желания других районов взять пример с коммунистов-железнодорожников Московско-Казанской дороги, я остановлюсь подробнее на организационной стороне по сообщениям с мест.
По окончании работ присутствующие были свидетелями невиданной картины: сотня коммунистов, уставших, но с радостным огоньком в глазах, приветствовала успех дела торжественными звуками Интернационала – и казалось, что эти победные волны победного гимна перельются за стены по рабочей Москве и, как волны от брошенного камня, разойдутся по рабочей России и раскачают уставших и расхлябанных. Этот пример уже вызвал и должен вызвать дальнейшие подражания. Общее собрание коммунистов и сочувствующих Александровской железной дороги, обсудив военное положение и постановление товарищей казанцев, постановило: 1) Ввести «субботники» для коммунистов и сочувствующих Александровской железной дороги. Первый субботник назначается 17 мая. 2) Организовать коммунистов и сочувствующих в примерные, показательные бригады, которые должны будут показать рабочим, как надо работать и что в действительности можно сделать при нынешних материалах, инструментах и питании. По словам товарищей казанцев, их пример произвел большое впечатление, и на ближайшую субботу они ожидают на работы значительное количество беспартийных рабочих. Когда пишутся эти строки, в мастерских Александровской дороги сверхурочная работа коммунистов еще не началась, лишь слух о предполагающихся работах прошел, а уже беспартийная масса всколыхнулась, заговорила. «Мы не знали вчера, а то бы мы приготовились и тоже поработали», «в будущую субботу обязательно приду», – раздается со всех сторон. Впечатление, производимое такого рода работами, очень велико. Примеру товарищей казанцев должны последовать все коммунистические ячейки тыла. Не только коммунистические ячейки Московского узла, – вся партийная организация России должна последовать этому примеру. И в деревнях коммунистические ячейки должны взяться в первую голову за обработку полей красноармейцев, помогая их семьям.
Товарищи казанцы закончили свою работу в первую коммунистическую субботу пением Интернационала. Если коммунистическая организация всей России последует этому примеру и будет неуклонно проводить его в жизнь, – ближайшие тяжелые месяцы будут пережиты Российской Советской республикой при громовых звуках Интернационала всех трудящихся республики… За работу, товарищи коммунисты!».
Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда – только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные ко дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. |